Все ли отличники счастливы?
В каждой школе есть свои звезды: им все дается легко, учатся они с удовольствием, а хорошие отметки для них вовсе не самоцель. Но есть и другая категория отличников. В начальной, средней школе и позже, в институте, эти дети всегда среди первых, но, где бы они ни учились, их постоянным спутником остается страх – упасть с той высоты, на которую они целенаправленно взбираются с самых первых школьных дней. Чаще всего они не осознают этого, но их постоянные беспокойство и тревога прорываются наружу в виде соматических заболеваний, перепадов настроения, бессонницы, потери аппетита... Но они продолжают упорно заниматься и получать хорошие оценки, усыпляя тем самым бдительность родителей. Что ими движет?
Цена достижений
«Сын всегда очень хорошо учился, а я гордилась его успехами», – рассказывает мама 10-летнего Артема. Родители не видели в его поведении ничего тревожного до тех пор, пока у мальчика не начались серьезные проблемы со сном. Артем вставал посреди ночи, если ему надо было что-то срочно доучить, ложился, но тут же вставал опять и в конце концов засыпал только на рассвете. С жалобами на бессонницу мальчика родители обратились к психотерапевту. «Бессонница – лишь один из вариантов соматических расстройств, которые могут проявиться у ребенка в ходе изнурительной борьбы за высокую успеваемость, – поясняет детский психолог Виктория Суксова. – Болезни слишком старательных детей – бессознательный способ донести до старших информацию о своем неблагополучии».
Зацикленные на школьных успехах дети нередко замыкаются в себе, почти полностью отказываясь от общения и развлечений, как, например, 14-летняя Наташа. Почти все свободное время она проводит дома, с мамой и бабушкой. Наташа – потенциальная золотая медалистка. Но у нее нет ни одной подруги, и она не стремится их заводить. Другие дети, наоборот, неожиданно для всех становятся возмутителями спокойствия в классе. «Постоянные ссоры с одноклассниками, грубость с учителями, как и слишком тихое, замкнутое поведение, – бессознательные попытки детей обратить внимание родителей на свои проблемы, – рассказывает детский психотерапевт Татьяна Бедник. – Но родители, как правило, видят в таком поведении лишь проявление характера, проблемы с дисциплиной и не замечают, что роль идеального ученика слишком тяжела для их ребенка».
Мотивы для (слишком) хорошей учебы
Заслужить любовь
Родители хвалят и поощряют ребенка только за хорошие оценки.Сохранить семью
Дети стараются учиться как можно лучше, потому что уверены: от их успехов зависит мир в семье.Остаться ребенком
Они готовы учиться вечно, лишь бы не взрослеть и избежать неудач, которые случаются в жизни каждого взрослого человека.Добиться успеха в жизни
Отличная учеба приравнивается к социальному и карьерному успеху.Заслужить любовь
«Я училась только на пятерки, – рассказывает 30-летняя Ольга. Каждая моя учебная победа – медаль за олимпиаду или просто оценки за год – это был праздник для всей семьи. Родители всегда восхищались мной, рассказывали о моих успехах друзьям и соседям, и я чувствовала, что меня любят». Сейчас у Ольги прекрасная работа, кандидатская степень. Но несмотря на все свои достижения она не чувствует себя счастливой, и личная жизнь у нее не складывается: «Даже если мне симпатичен мужчина, я не знаю, как обратить на себя его внимание. Я умею только учиться и, кажется, даже от мужчин жду, когда меня похвалят за пятерки». «Порой юноши и девушки, которым уже за двадцать, работают исключительно для того, чтобы, как в детстве, угодить родителям, – объясняет психотерапевт Наталья Избуцкая. – Они переносят этот способ добиваться любви и на отношения с другими людьми и, конечно, терпят неудачи».
Сохранить семью
Особенность психики ребенка в том, что он может всерьез верить, будто мир и гармония в семье напрямую зависят от него. Видя, что отец и мать проявляют полное единодушие, радуясь его пятеркам, даже если в обыденной жизни они постоянно ссорятся, ребенок воображает, что учебой ему под силу сохранить мир в семье.
«Если отношения между родителями конфликтны, дочь или сын могут изо всех сил стараться учиться на «отлично» в надежде, что это поможет родителям найти общий язык», – рассказывает Наталья Избуцкая. Осознав, что его усилия не приносят результатов, такой отличник-миротворец может в какой-то момент отказаться от учебы вообще. И в этом случае им движет надежда: может быть, родители помирятся, решая его проблемы? «Мои родители вечно ссорились, – рассказывает 20-летний Игорь. – Я всегда хорошо учился, а в десятом классе внезапно забросил школу. Родители были в шоке. Они в тот момент оформляли развод, но забыли о своем намерении – занимались «перевоспитанием». Я долго «держался», но потом собрался, закончил школу и поступил куда хотел. Отличником я после этого никогда не был. А родители все равно расстались».
Быть ребенком
Многие успешные ученики стараются избегать неудач и травм, которые неизбежно возникают, стоит им выйти за рамки привычной схемы «школа–дом–уроки–школа». «Подростки нередко выбирают «стратегию избегания», – рассказывает Татьяна Бедник. – Они стремятся участвовать во всех олимпиадах, записываются на курсы, занимаются в нескольких студиях – и все для того, чтобы отодвинуть момент своего взросления». Родители бессознательно поощряют такую линию поведения и тем самым поддерживают зависимость отличника от учебы и семьи.
«Страх взросления нередко идет от родителей, – продолжает Наталья Избуцкая. – А дети очень чутко улавливают родительские послания, даже если они не озвучены явно, и стремятся их исполнять». И правда, есть большой соблазн как можно дольше задержать детей в «золотом детстве»: чем они взрослее, тем больше опасностей и трудностей их подстерегает. «К желанию защитить от неизвестного примешивается и бессознательное стремление сохранить собственную молодость, – добавляет Наталья Избуцкая. – Некоторые родители чувствуют себя молодыми, сильными и нужными только до тех пор, пока дети маленькие. Они словно бы говорят своему ребенку: «Давай оставим все как есть – ты всегда будешь маленьким, а мы молодыми». Дети «считывают» это послание и пытаются осуществить невозможное. Забота об инфантильном взрослом ребенке помогает родителям справляться с чувством неполноценности и страхом одиночества».
Бывает, что ребенок и сам не хочет взрослеть: его личный опыт, полученный в школе или дома, убедил его в том, что во взрослой жизни нет ничего привлекательного, а общение вне учебы – вещь ненужная и даже опасная. Такие подростки готовы проводить все время за уроками и отказываются от встреч со сверстниками. Нагрузки освобождают от необходимости налаживать контакты с людьми, позволяют сохранить комфортное и безопасное ощущение детства.
Добиться успеха
Чувствуя неуверенность в будущем, современные родители пытаются, как могут, застраховать своих детей от неудач, и самый распространенный вариант такой страховки – хорошее образование. То что помимо оценок и дипломов для успешной карьеры требуется что-то еще, признают более или менее все, однако это «что-то» кажется таким эфемерным и неуловимым, что проще сделать акцент на вещах более весомых и прагматичных, например на оценках.
«Нередко одаренные дети испытывают на себе феномен переноса, – рассказывает Татьяна Бедник. – Родители хотят, чтобы ребенок добился успеха в том, в чем они сами потерпели неудачу». Это их бессознательное желание выполнять непросто. «Я всю жизнь подыгрываю родителям, – рассказывает 27-летняя Ольга. – Неделю назад защитила кандидатскую, а ведь я стала ее писать только потому, что об этом мечтал отец, – его когда-то не приняли в аспирантуру. Сейчас он гордится мной, а я растеряна – не знаю, чем заниматься дальше».
Успехи сына или дочери – это возможность взять реванш за собственные неудачи и подтверждение социального успеха самих родителей. «Некоторые надеются, что благодаря высоким отметкам их дети поднимутся по социальной лестнице и повысят таким образом статус всей семьи, изменят ее материальное положение», – считает Наталья Избуцкая.
Учение без мучений
Можно ли быть отличным учеником без стресса и перенапряжения? «Конечно, – считает психотерапевт Екатерина Жорняк. – Это вполне реально, если родители помнят, что в каждый период жизни ребенка существуют главные для развития его личности вещи, от которых он не должен отказываться даже во имя учебы».
6–9 лет Познает, играя
Игра – все еще главный способ познания мира. В игре ребенок развивает свои творческие и познавательные способности, учится общению и осваивает новые социальные роли.
Действия родителей: по возможности выбирайте школу, где в младших классах много творческих занятий. Старайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы у него оставалось время на игры. Не слишком осуждайте его за вольное поведение на уроках.
10–12 лет Учится, сравнивая
В это время сверстники начинают играть все большую роль в жизни ребенка. Он часто сравнивает свои успехи с успехами других детей. У многих появляется потребность в общении с одним, близким по духу, другом своего пола.
Действия родителей: не уставайте повторять, что вы любите его таким, какой он есть, и что ваши чувства не зависят от его оценок. Но и не забывайте хвалить за достижения. Уважайте его потребности в дружеском общении и личном пространстве.
12–17 лет Получает знания, общаясь
Общение – вот бог подростков. Выросшему ребенку необходимо найти свое место в компании, коллективе, мире. Учеба теперь, скорее, повод для общения.
Действия родителей: не принижайте значение его дружбы, не критикуйте его взгляды, наберитесь терпения и не пугайтесь возможного снижения успеваемости. Дайте ребенку время самому осознать, что хорошо учиться в его интересах.
Семейный бизнес
Особенно серьезному прессингу подвергаются дети, которые должны унаследовать семейную профессию или семейный бизнес: «Ты должен учиться, иначе кто же продолжит дело отца?» Правда, в подростковом возрасте такие дети могут отважиться на бунт: «В моей семье все врачи. Само собой разумелось, что я тоже буду врачом. Я должна была сдать всего один экзамен на «пятерку» и поступить – у меня была золотая медаль, – рассказывает 28-летняя Анна. – Но я умудрилась получить «тройку». Папа перестал со мной разговаривать. На медицинский я больше не стала поступать. Пошла работать, потом занялась журналистикой. Все у меня хорошо. Но папа, мне кажется, до сих пор не может мне простить, что я не стала доктором».
Верить и слышать
Александра была поражена, когда врач поставил ее 17-летней дочери диагноз: «острое нервное истощение». «Лиза все время жаловалась на головные боли, на усталость, – рассказывает Александра, – но я считала, что это в порядке вещей, ведь она «шла на медаль» и много занималась. Мне казалось, надо немножечко потерпеть, перешагнуть этот важный рубеж – и все наладится». В результате учебных перегрузок дети зачастую оказываются на грани нервного и физического истощения. Но родители не верят в это даже тогда, когда дети прямо говорят о своих недомоганиях: им кажется, что жалобы – лишь способ увильнуть от занятий. «Дети, которые привыкли учиться на пределе своих возможностей, как правило, не склонны симулировать, – считает Наталья Избуцкая. – Для них невозможность выполнить задание или пропущенный день в школе – скорее наказание, чем удовольствие». Сложнее всего тем, чьи способности и сила воли не соответствуют высоким амбициям родителей. Кризис можно предотвратить: отделить успехи и оценки ребенка от него самого, постараться встать на его место и попробовать понять, что же именно с ним происходит, почувствовать то, что чувствует он. Когда дети ощущают, что их любят «просто так», а не за то, что они хорошие ученики, им и учиться становится проще.
На главную | Эту статью смотрели 2841 раз | В раздел |
После этой статьи обычно читают
Сообщения на форуме на эту тему
Во время беременности постоянно слышала по телевизору всякие ужасные истории про последствия прививок. Решила, что свего ребенка прививать не бу...
Записи в дневниках на эту тему
Нашел на просторах интернета. По-моему, очень мило :) Пособие для бущей свекрови!
Детский гороскоп Овен
Запоры у детей: причина и лечение
Что необходимо проверить перед прививкой
Средства для ароматерапии
Физические упражнения при беременности
Элементарные знания об ароматерапии
Необходимость правильного питания при беременности
Детский лечебный массаж - эффективное средство лечения
Гестоз при беременности
Игры для детей дома
Ребенок Овен требователен и энергичен, он всегда получает то, что хочет. Хотя крикуном малыша н...
Запоры у детей – это проблема, которая доставляет беспокойство многим родителям. Это значит, чт...
Золотое правило педиатрии гласит: прежде чем давать ребенку ту или иную вакцину, необходимо убе...
Описание средств, применяемых при ароматерапии...
При нормально протекающей беременности полезны регулярные физические упражнения по специальной ...
Ароматерапия в последнее время становится все популярнее. Эфирные масла весьма эффективны для в...
Развитие новорожденного во многом зависит от того, как питалась мать во время беременности. Пло...
Попросите у педиатра направление в массажный кабинет или пригласите массажиста на дом, если бер...
Гестоз при беременности – это серьезное заболевание, именно чтобы распознать его на ранних стад...
Варианты игр с детьми дома. УЗНАЙ МЕНЯ. В игре принимает участие много детей.Ведущему завязыв...