Комплексная программа «Детский сад 2100» — первое звено образовательной системы «Школа 2100». Поэтому одна из ее главных целей — подготовить дошкольников к следующей ступени обучения.
Данная методика направлена на развитие и воспитание детей от младенческого возраста до 7(8) лет. В первую очередь она ориентирована на формирование проактивной личности воспитанника, а не на освоение определенных навыков и правил поведения.
Коллектив авторов под научным руководством Р.Н. Бунеева при создании программы «Детский сад 2100» опирался на основы возрастной психологии и педагогики. Принципы и подходы при ее разработке качественно отличаются от предшествующих методик.
Прежняя модель обучения предполагала, что взрослые — по умолчанию авторитет для детей. Сегодня такой подход уже не работает.
Объем потребляемой и транслируемой информации увеличивается с каждым годом. Старшее поколение едва поспевает за современными технологиями, субкультурами, социальными ценностями.
В связи с этим меняются задачи и методы образования (в том числе и дошкольного). Передача стандартного набора сведений становится не так важна, как умение наблюдать, анализировать, искать информацию и обрабатывать ее. (Иными словами, думать своей головой).
Поэтому отказ от традиционной иерархии, способов и инструментов обучения и переход к новой системе дает результаты, которым рады и родители, и сами педагоги.
1. Партнерские отношения между наставником и учеником, сотрудничество и взаимодействие (вместо привычных директив к исполнению).
2. Мотивация как двигатель личностной и познавательной активности (что позволяет направить гиперактивность в конструктивное русло).
Современный ребенок может эффективно выполнить только задачу, в которой видит смысл. |
Например, вместо абстрактных кружочков и палочек интереснее тренироваться писать сразу целые слова. Это реальная, понятная цель.
3. Форма подача материала «минимакс» — предоставляется много интересной информации по теме, из которой нужно запомнить минимальный объем (в соответствии с образовательным стандартом для каждой возрастной группы).
4. Получение знаний в виде самостоятельных открытий и выводов, сделанных в процессе деятельности (а не пассивное восприятие готовой информации, которая не используется в текущей деятельности).
5. Игра как базовая образовательная технология.
6. Объединение нескольких направлений развития в различных видах деятельности.
7. Конечная цель обучения — становление ответственного, способного к свободному выбору, активного, самостоятельного ребенка.
Особое место в методике отведено адаптации в дошкольном учреждении. Технология «В детский сад — вместе с мамой» предлагает приходить несколько раз в неделю на 1בּ2 часа и создает представление о жизнедеятельности в группе. «Ознакомительный» режим позволяет сохранить психологический комфорт воспитанника, и он спокойно «отпускает» маму.
В программе также предложены направления коррекционной работы с разными категориями малышей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Основная образовательная программа «Детский сад 2100» состоит из трех частей.
В первой части рассматриваются общие вопросы развития и воспитания детей:
Каждый подраздел содержит:
1. Возрастные особенности, ожидаемые результаты развития.
2. Задачи и примерный план занятий с детьми, обеспечивающих развитие в различных сферах:
a. социально-коммуникативное;
b. речевое;
c. познавательное;
d. художественно-эстетическое;
e. физическое;
f. сенсорное (до 3 лет).
3. Организация жизни дошкольников.
4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
5. Кадровое и материально-техническое обеспечение.
Во вторую и третью часть вошли парциальные программы в следующих областях развития:
Программа «Детский сад 2100» соответствует ФГОС.
Авторы методики проводят курсы и вебинары по вопросам ее внедрения в дошкольных учреждениях.
Архив вебинаров можно посмотреть на официальном сайте образовательной системы «Школа 2100».
Личностно-ориентированный подход в образовании идеально реализуется, когда и детский сад, и школа работают по единой образовательной системе. К сожалению, так бывает не всегда.
В любом случае, если дошкольные учреждения применяют данную методику, их воспитанники получают самое главное: способность решать задачи на жизненном пути, используя накопленный опыт, приобретая необходимые навыки и оставаясь при этом человеком.
184
|
Комментарии (0)