Комплексная образовательная программа «Детский сад – дом радости» Крыловой Н.М. – часть научно-методической системы, созданной в 1985 году.
В научно-методическую систему «Детский сад – дом радости» входят:
Слова о самоценности периода детства, развитии способностей и самосознания ребенка с сохранением и обогащением его индивидуальности встречаются в каждой программе дошкольного образования. Но воплощаются ли они на практике?
Программа – это просто. Два-три занятия в день по 20 минут: декоративно-прикладное искусство, развитие речи, математика, природоведение, музыка, физкультура. Один час из всего дня, что ребенок проводит в дошкольном учреждении. А остальное время?
Приемы пищи, прогулки, свободная игра – вот чем заполнены будни. В процессе обычного ухода за ребенком и происходит его воспитание – или не происходит, если педагоги не умеют и не хотят решать такую задачу. Поэтому регламентированная жизнь по режиму в большинстве детских садов настолько же скучна для малышей, насколько и для воспитателей.
Система Н.М. Крыловой предлагает целостный подход к игровой, познавательной, коммуникативной и бытовой жизни детей. Педагоги получают не только целевые ориентиры и план мероприятий, но и научно-методическую основу. Она помогает каждый день удивлять и радовать своих воспитанников, побуждая их осваивать различные виды деятельности.
Модель «Лесенка успеха» из Инноватики показывает, какие ступени зеркально должны пройти воспитатель и воспитанник.
I. Ребенок узнает о новой деятельности, а педагог вдохновенно ее исполняет перед «очарованными зрителями», как «артист».
II. Малыш занимается этой деятельностью с непосредственным участием взрослого, при этом они взаимодействуют как «вкусные» (желанные) собеседники.
III. Дошкольник уже может выполнять деятельность самостоятельно, а воспитатель только руководит процессом, подобно «режиссеру».
IV. Воспитанник уже овладел основными приемами и может творчески исполнять эту деятельность, а педагог уже не вмешивается в процесс и становится «очарованным зрителем», радуясь успехам своих подопечных ребят.
Каждый ребенок восходит к очередной ступени в своем темпе. Порой в пределах одного занятия воспитателю приходится побыть и артистом, и режиссером, и вкусным собеседником, и зрителем.
Поэтому Н.М. Крылова подчеркивает, что разработка методик и сценариев – это труд, который неэффективно совмещать с воспитательной деятельностью. Опираясь на готовые сценарии в каждом амплуа, педагог имеет возможность наблюдать за детьми, видеть их особенности и находить к каждому свой подход. Его творчество и импровизация как профессионала состоит в уместном применении Технологии с конкретным ребенком и группой детей.
Программа «Детский сад – дом радости» содержит универсальную модель организации любой деятельности.
Воспитатель учит детей действовать пошагово – от постановки задачи до оценки результата. Планированию помогают следующие вопросы:
Ценность этой методики в том, что ребенок привыкает планировать свое занятие (игра, учеба, творчество, труд, опека) и доводить его до логического завершения.
Так как у него есть собственное пространство для принятия решений, возрастает осознанность и концентрация внимания. Воспитанник также учится видеть продукты своего творчества объективно, сравнивая их с образцом взрослого.
Таким образом, у него формируется стабильная самооценка, которая не скачет вверх-вниз от мнения окружающих, а привязана к его собственному взгляду на самого себя.
Потребность в самоутверждении сложно реализовать, будучи самым маленьким, беспомощным и неумелым. Вечно быть учеником надоедает, и наличие сверстников тут не поможет – они находятся в таком же положении.
Когда же есть кто-то слабее или несмышлёнее, ребенок может взять на себя роль учителя и закрепить самостоятельное исполнение деятельности. Для этого в каждой группе есть свой персонаж-недотёпа (Мишка, Незнайка и т.п.). Эта кукла говорит голосом воспитателя, но воспринимается дошкольниками как фигура, отдельная от личности педагога.
Чтобы хорошо объяснить усвоенное Недотёпе, приходится точно формулировать мысли и обобщать свой опыт. Кроме того, особое значение имеет нравственный контекст обучения или помощи – любовь, забота, уважение, нежность.
Таким образом, ребята и в школе, и в других социальных институтах уверенно проходят путь «от ученика к мастеру», создавая свою неповторимую индивидуальность.
145
|
Комментарии (0)