Каждый ребенок знает, что такое сказка, малыши воспринимают сказочный мир как реальность, верят, что добро всегда побеждает зло, что драконы существуют, а смелые рыцари всегда готовы прийти на помощь принцессе. В давние времена люди пересказывали реально происходившие события, активно дополняя фантазиями, так былины превратились в сказки. Человека всегда привлекало все необычное и загадочное, поэтому несмотря на то, что истоки сказок лежали в реальной жизни, в людях оставалась и вера в маленькое, но такое нужное чудо.
Каждого персонажа наделяли особой магической силой, образ практически каждого животного или птицы имел свою символику. Также предки подметили, что истории, которые рассказывают малышам со спокойной, даже монотонной интонацией, действуют как хорошая колыбельная и прекрасно убаюкивают. Из сказок дети могут узнавать информацию об окружающем мире, ученые уже давно доказали, что эффективнее всего обучение проходит именно в такой форме. Дети прекрасно запоминают сюжеты и интерпретируют их по-своему, в то время как нравоучения или лекции их быстро утомляют.
Для детей каждого возраста сказки свои, но есть в них что-то общее: на примере героев малыши усваивают жизненно важную информацию. Очень часто в историях даются противопоставления: нищета и богатство, смелость и трусость, трудолюбие и лень, ум и глупость, дети учатся видеть грань между этими понятиями без помощи взрослых, формируются и личностные качества чада.
Детские сказки очень важны для развития воображения, для становления детской психики. Совместное чтение очень сближают, между вами быстрее установятся доверительные взаимоотношения. Очень важно не просто читать книгу, но и обсуждать ее. Расспросите ребенка, какие герои ему понравились, а какие нет, почему, дайте ему высказаться и не перебивайте. Не навязывайте чаду свое мнение, иначе малыш не научится делать выводы самостоятельно. Пусть это потребует времени, но зато кроха выучит уроки сказки самостоятельно, а значит, и эффект будет более значимым.
Будет здорово, если совместные чтения станут семейным ритуалом, лучше всего отвести ему отдельное время: к примеру, незадолго до сна. Читайте оригинальные сказки, а не современные адаптированные или укороченные варианты. Будет лучше, если за один вечер вы одолеете только одну историю, зато сможете обсудить ее и постичь смысл. Если у ребенка появилась любимая сказка, не отказывайтесь прочитать ее, даже если это уже десятый раз. Если малышу она понравилась, значит, он чувствует в ней какой-то глубинный смысл или пытается получить ответ на важный для него вопрос. Читайте с интонацией, выделяйте голосом наиболее значимые моменты: даже очень интересный рассказ, который звучит как бормотание, не вызовет интереса ребенка. Для маленьких детей выбирайте книгу с иллюстрациями и рассматривайте их вместе с ним. Периодически просите чадо пересказать сказку, чтобы закрепить полученные знания.
Давайте подумаем, чему же нас учат сказки. Прежде всего тому, что за черной полосой всегда наступает белая, поэтому никогда не нужно сдаваться. Не надо верить лести и лжи («Лисичка-сестричка и братец волк»), хвастаться («Колобок»), открывать дверь незнакомцам («Волк и семеро козлят») и так далее. После того как сказка прочитана, обговорена, можно попробовать обыграть ее. К примеру, родители будут играть роль отрицательных героев, а ребенок – главную, на собственном примере он сможет убедиться, что все жизненные неурядицы вполне можно решить.
Как бы странно это не звучало, в психологии есть такое направление как терапия сказками. Рекомендуется использовать этот метод с детьми 3-5 лет, которые уже могут рассказать родителям, что их волнует или гнетет. Придуманные ситуации, обыгранные в сказочной форме, помогут справиться со страхами или переживаниями.
К примеру, ребенка обижает в садике какой-то мальчик. Можно придумать сказку, в которой незаметно подсказать ему решение проблемы. Главное – не провоцировать чадо на излишнее насилие. Будьте изобретательны, придумайте для ребенка персонажа и назначьте ему «помощников»: доброту, ум, силу, хитрость, сочувствие и так далее. Потом придумайте персонажей, которые смогут помочь главному герою: мудрый лев, древняя черепаха, хитрая лисичка. Пусть советы исходят от них, так вы незаметно сможете подсказывать ребенку, как повести себя в той или иной ситуации. Попросите кроху тоже принять участие в сочинении сказки, добавлять подробности или исправлять вас, если ему что-то не нравится.
Начать сказку можно, опираясь на стандартное начало фольклора: «Жили были», «В некотором царстве», «Давным-давно, когда тебя еще на свете не было». Потом выбираем главного героя: главное – помнить, что вы сочиняете именно сказку, волшебную и таинственную, поэтому главным героем может быть не только человек, но и эльф, фея, животное или даже предмет. Наделите героя какими-то интересными чертами: попросите ребенка помочь вам придумать внешность, таланты, черты характера.
Теперь придумываем основу сказки: как показывает практика, больше всего приключений ожидает героя, когда он отправляется в путешествие. Вы можете рассказать ребенку о настоящих странах (о климате, животных, растениях), а можно придумать свою Нетландию. У главного героя должны быть и друзья, так что их тоже хорошо бы обрисовать яркими красками. Сочинение сказки займет не один вечер, так что веселый и полезный досуг вам обеспечен.
Незаметно можно включать в повествование поучительные элементы: главный герой ценил дружбу, переходил дорогу только на зеленый свет, всегда умывался и чистил зубы, а однажды ослушался маму и пошел на речку без спроса и его украла злая колдунья.
Окончание сказки тоже должно быть закономерным: добро должно победить зло, а герой выдержать все испытания и вернуться домой. Потом можно будет придумывать новые приключения и путешествия. Даже если такое занятие кажется вам несерьезным, задумайтесь, сколько детских писателей прославились своим умением придумывать необычные истории. Взять того же Джона Роналда Руэла Толкиена, который придумывал сказки, чтобы порадовать своих детей.
Можно попробовать сделать сказку на новый лад: народные истории в современной обработке – беспроигрышный вариант. Можно предложить ребенку придумать новое окончание уже известной сказке: к примеру, как делили репку участники сказки.
Будет забавно, если вы поменяете злых и добрых героев местами: скажем, та же Красная шапочка будет непослушной, а волк будет ее перевоспитывать. Рассказывая известную детскую сказку, которую ребенок уже слышал, нарочно допускайте ошибки: пошла Желтая шапочка по дороге (пусть исправит, что не Желтая, а Красная). Сказала ей мама, отнеси тете Клариссе пирожки (не тете, а бабушке) и так далее. В 4-5 лет можно перевирать сказки вроде Репки или Колобка, постепенно переходить к более сложным.
Помогите ребенку развить фантазию, научиться общаться и выражать свои мысли, ведь сказка – самая подходящая возможность для этого. Подключите к рассказам папу и других близких родственников, организуйте домашний театр, это познавательно и весело, а главное здорово сблизит и сплотит семью!
Читайте также:
Развивающие мультфильмы для детей.
4026
|
Комментарии (0)