Не стесняйтесь загружать сенсоры ребенка - в это время он должен получать через зрение и слух много разнообразной информации. Как дома, так и на прогулке. Красочно иллюстрированные книжки, всевозможные возбуждающие любопытство предметы, кошки-собаки-попугаи-аквариумные рыбки - в общем, показывайте ребенку все, что только можно. Хотя многие педиатрические школы не рекомендуют приобщать детей младше двух лет к телевизору, реальный опыт показывает, что краткосрочный просмотр броских визуальных сюжетов (типа рекламных роликов или фрагментов видеоклипов, фильмов и т.д.) физической опасности, в общем-то не представляет. Да и невозможно полностью оградить малыша от всепроникающего телевидения - просто нужно позаботиться о том, чтобы время его визуального контакта с телеприемником (или компьютерным монитором) было небольшим по продолжительности, а поглощаемая ребенком информация была эмоционально позитивной и не слишком возбуждающей. Не забывайте постоянно обогащать фонотеку ребенка - хорошая музыка, в том числе и музыка природы (пение птиц, шум дождя и т.д.) оказывает мощное положительное (и развивающее) воздействие на психику малыша.
В 6 -12 месяцев тренируйте осязательные способности маленького человека - предлагайте ему для ощупывания естественные и искусственные материалы самой разной фактуры. Придайте таким занятиям форму игры-ритуала - например, гуляя в парке или во дворе, подходите с малышом к деревьям и предлагайте: "Давай потрогаем пальчиками березку" (лиственницу, бархат, секвойю, финиковую пальму или что там еще растет у Вас во дворе). Развивайте обоняние ребенка - пусть запахи цветов, листьев, травы и мха, фруктов, ягод и Ваших кулинарных шедевров войдут в его жизнь. Отличие развивающих воздействий во втором полугодии жизни от таковых в полугодии первом заключается в мультифокусности - тренируя, например, конкретные сенсоры, не стоит забывать и о стимуляции речи, процессов мышления, эмоциональной сферы ребенка и т.д. Общайтесь с малышом, как общается талантливый учитель с благодарным и усердным учеником - тем более, что усердия Вашему ребенку наверняка не занимать. Впрочем, как и Вам - педагогических талантов:)
Развивая моторную речь малыша в 6 -12 месяцев, следует вначале изучить то, что он уже умеет говорить. Выбирая из обильной речевой продукции ребенка рациональные звуки и слоги, побуждайте его повторять их снова и снова, варьируя интонации. Разумеется, такие занятия просто обязаны иметь форму игры - иначе они будут малоэффективными. В свою очередь, дети учатся говорить, подражая взрослым - поэтому периодически перехватывайте инициативу у маленького говоруна: пусть и он поимитирует звуки, что произносите Вы. К возрасту 9-10 месяцев среди отрабатываемых звукосочетаний все чаще и чаще должны фигурировать фонетически простые слова (мама, папа, баба, дай, на и т.д.), равно, как и слова "облегченные" (гав-гав, би-би, пи-пи, кис-кис, ням-ням и т.п.) Будучи освоенными малышом, такие слова как бы перекидывают связующий мостик между речью сенсорной ("понимательной") и речью моторной ("говорительной").
Для развития сенсорной речи, понятное дело, нужно часто и много разговаривать с ребенком, обращаясь к нему с просьбами, простыми инструкциями ("помаши папе ручкой", "открой ротик", "покорми куклу", "дай маме игрушку" и т.д.). А также просто рассказывая малышу обо всем, что считаете достойным его внимания. При этом старайтесь произносить слова отчетливо, интонационно выделять среди них главные и второстепенные. Предложения желательно строить грамотно - иначе малолетний имитатор успешно освоит все Ваши слова-паразиты и бытовизмы, невыгодно отличающие разговорную речь от литературной. Кстати, для ознакомления малыша с последней читайте ему вслух - благодарный маленький слушатель прекрасно воспримет и Лескова, и Толстого, и Чехова, и Есенина, и Маяковского... В разумных количествах, конечно:)
Из "бытовых" навыков в 6 - 12 месяцев имеет смысл сосредоточить внимание на умении самостоятельно есть. Уже с 6,5 - 7 месяцев нужно давать малышу в руки кусочек печенья или сухарик, побуждая его есть самостоятельно. В период с 7 до 12 месяцев ребенок вполне способен научиться пить из чашки или пиалы - сначала поддерживаемой взрослым, а затем и собственноручно. После освоения малышом навыка самостоятельного сидения следует кормить его именно в этом положении, используя специальный детский столик. При этом нужно мягко, весело и настойчиво прививать ребенку навыки опрятности - как непосредственно во время еды, так и после нее ("водичка-водичка, умой мое личико" и т.п.). Ближе к концу первого года не помешает и крепко "подружить" малыша с ложкой - ну, той самой, серебряной, что бабушка подарила "на прорезавшийся зубок":) Многие годовалые дети могут довольно уверенно пользоваться этим жизненно важным инструментом.
И, наконец, знаменитая "проблема горшка". Если Вы намерены решить ее, то второе полугодие жизни (особенно последний квартал первого года) вполне для этого подходит. При соответствующих усилиях со стороны родителей, к году вполне реально приучить малыша проситься на горшок - осталось только решить, нужно ли это Вам.
В рамках короткой заметки действительно невозможно детально обсудить методические подходы и технические варианты развивающих воздействий для детей в 6-12 месяцев. В это время многие родители, вооружившись опытом энтузиастов вроде Глена Домана, Масару Ибуки, Сесиль Лупан или Никитиных, уже вовсю трудятся над ранним раскрытием потенциала своих ненаглядных маленьких гениев - остается только пожелать им успехов и мудрого отношения как к самому процессу раннего развития, так и к конечным результатам этого, безусловно благодарного, труда. Мудрого - потому что здесь очень важно не перейти тонкую грань, за которой заканчивается несущая огромную пользу и радость интеллектуальная "физкультура" и начинается чреватый разочарованиями и прочими негативными эмоциями интеллектуальный "большой спорт".
Относиться к развивающейся личности малыша нужно бережно и уважительно, без неоправданного форсажа. Ведь для того, чтобы она в конечном итоге переросла в Личность Настоящего Человека, в большинстве случаев от родителей вовсе не требуется "крутых" действий в стиле легендарных Святогора или Ильи Муромца. Вполне достаточно тихого, мягкого, но в то же время упорного каждодневного труда, что больше сродни менее известному былинному герою - скромному землепашцу Микуле Селяниновичу. Между тем, как следует из русского эпоса, именно этому скромному землепашцу оказалось под силу сделать то, чего не смогли герои-богатыри:)
Читайте также:
13478
|
Комментарии (0)