Гиперактивность – понятие, которое появилось не так давно. Многие родители думают, что если их ребенок может играть с утра до вечера и очень подвижен, значит, он гиперактивный.
На самом деле, активность, любознательность и энергичность свойственна любому здоровому ребенку. В то же время он умеет отдыхать, нормально спит, адекватно себя ведет, умеет переключать внимание.
Гиперактивные дети отличаются от других: они много двигаются даже если очень устали, не умеют концентрироваться, не реагируют на запреты родителей, плохо спят. Условно можно выделить несколько характерных признаков, свойственных гиперактивным детям:
-
Неуклюжесть, проблемы с мелкой моторикой;
-
Неумение контролировать моторику: постоянно трет переносицу, жестикулирует, дергает себя за волосы и так далее;
-
Такие дети не могут сосредоточиться на чем-то;
-
Забывают важную информацию;
-
Не могут спокойно посидеть на месте;
-
У них проблемы с концентрацией внимания, а нередко и со сном;
-
Излишняя болтливость, причем речь часто невнятная;
-
Частые истерики, срывы, раздражительность и обидчивость;
-
Бывает, что у гиперактивных детей отсутствует чувство самосохранения и страха.
В силу возрастных особенностей зачастую диагноз детям ставят только в 5-7 лет, наиболее этот синдром проявляет себя в школе, такое чадо сильно отличается от сверстников.
Гиперактивность – это не просто черта характера, это нарушения нервной системы. Ученые считают, что вызвать гиперактивность могут разные факторы: генетическая предрасположенность, особенности строения мозга, проблемная беременность и роды, инфекционные заболевания, перенесенные дитем в младенчестве и так далее.
Основная задача родителей – обеспечить поддержку своего ребенка и научить регулировать свою активность. Итак, какими должны быть ваши действия?
1. Режим дня. Соблюдать его нужно неукоснительно, поскольку сам ребенок для себя ограничения устанавливать не умеет. К примеру, в 20:00 чадо выпивает стакан кефира, принимает водные процедуры, слушает сказку и ложится спать. Менять заведенный распорядок нельзя, тогда в мозге будут формироваться своего рода условные рефлексы, он сможет гасить возбуждение и «отключать» организм ребенка, в то время как при отсутствии режима чадо может бегать с криками до 2 часов ночи.
2. Постоянство. Для гиперактивного ребенка домашний мирок должен быть устойчивым, постоянным и правильным. Это касается как вещей, которые его окружают, так и семейных традиций. Малыш уже запоминает, что перед сном мама читает сказку или поет колыбельную, после школы он должен сесть и заняться уроками, а если происходит какой-то сбой в системе, то и реакцию ожидайте соответствующую. Для гиперактивных детей домашний мир должен быть предсказуемым и стабильным, тогда и познание окружающей среды будет происходить соответственно возрасту. Кстати, семейные ритуалы тоже здорово помогают разрешить ситуацию: совместные прогулки, творческие занятия, колыбельная на ночь и так далее.
3. Понимание. Прежде всего, это касается занятий в школе или детском садике. Здесь у гиперактивных детей две линии поведения: либо чадо наотрез отказывается от занятия, либо провоцирует и отвлекает других детей. Очень многое зависит и от педагога: грамотный учитель или воспитатель понимает, что гиперактивное чадо вряд ли будет лепить динозаврика вместе со всеми, поэтому просит его выполнить другие, индивидуальные поручения: полить цветы, помочь с уборкой и так далее.
Родителям можно посоветовать не отдавать гиперактивного ребенка в садик, сформированный по типу школы, где все подчиняется школьному распорядку, сконцентрироваться 5-летнему активному малышу трудно, а вот группы с активной обстановкой, где обучение проводится в игровой форме, вполне подойдут. Тем более что современные педагоги разработали десятки методик, найти подходящее заведение – не такая уж большая проблема.
Если накаляются отношения с другими сверстниками, ребенок конфликтует с воспитателями, родители остальных детей проявляют недовольство, лучше перевести чадо в другой садик. Главное – правильно объяснить ребенку, что это не он во всем виноват, а просто вы поищете другую более подходящую группу или вернетесь сюда на следующий год, когда кроха вырастет. Домашние задания тоже лучше выполнять вместе, с перерывами, понемногу, но делать.
Приучайте ребенка, что занятия будут регулярными, тогда он сможет заранее на них настроиться. Даже если «уроки» короткие, 5-10 минут, можно провести их 3 раза в день, но в одно и то же время. Учитывайте состояние ребенка: если у него что-то не получается – поддержите его. Скажите, что ничего страшного, что сейчас у тебя не получается, давай попробуем через пару часов. Методом проб и ошибок вы поймете, на какие часы припадает наибольшая умственная активность ребенка, и сможете строить собственный распорядок.
4. Дозирование нагрузок. Для гиперактивных детей движение – в прямом смысле жизнь, у них кипучая энергия, бьющая ключом, и надо как-то направить ее в мирное русло. Без крайней нужды старайтесь не наказывать ребенка отсутствием прогулок или игр, можно организовать дома «спортивный уголок», где ребенок сможет лазить и кувыркаться. Это заодно и снижение травматизма, и развитие координации движений чада. Если у ребенка есть желание, можно записать его в секцию или кружок (занятия верховой ездой, плаванья, гимнастика, танцы, театральная студия – идеальный вариант). А вот «серьезный» профессиональный спорт для гиперактивных детей противопоказан, поскольку инстинкт самосохранения у них пока отсутствует. В зимнее время года можно кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков, строить дома домики из мебели – все, чтобы направить энергию в нужное русло.
5. Режим питания. Это очень важно, ведь недаром говорят, что мы – это то, что мы едим. Постарайтесь ограничить потребление ребенком острого, жареного, соленого и сладкого. Фаст-фуд, газировка, сухарики, конфеты, пирожные – это источники быстрых углеводов, а значит, и дополнительной энергии. Они возбуждающе действуют на организм и после их ребенок всплеск активности обеспечен. Здоровое питание, наоборот, положительно влияет на ребенка, да и самочувствию не так вредит.
6. Общие рекомендации. Гиперактивному ребенку показаны прогулки, активные виды деятельности, игры, поэтому старайтесь не держать его дома. Лучше выкройте время, возьмите с собой ноутбук и поработайте на свежем воздухе, пока ваше чадо будет выпускать излишнюю энергию. Гиперактивным детям будет полезно закаливание: прежде всего, это постепенное приучение организма к стрессу, укрепление нервной системы, тренировка для кровеносных сосудов. Прохладная вода снимает напряжение коры головного мозга, а именно оно порой не дает чаду спокойно заснуть. Да и здоровье заодно укрепите.
Научите ребенка наблюдать за своим состоянием, не проявлять излишнюю агрессию, расслабляться. В этом вам поможет четкий режим дня, «природная психотерапия» (общение с детьми, животными, игра в песке или плескание в воде), перемена вида деятельности. Если у ребенка проявляется излишняя агрессия, направьте ее в правильное русло: можно порвать газету, порычать или побить подушку, но чадо должно усвоить, что причинять боль живым существам ни в коем случае нельзя. Терпение, понимание, спокойствие – вот основные ключи к сердцу гиперактивного ребенка. Крохе не менее важно знать, что его любят и принимают, тогда он будет готов на многие свершения!
Читайте также:
Почему ребёнок капризничает?
Как победить кризисы детского возраста?
Комментарии (1)