Мир ребенка полон фантазий и необыкновенных приключений, в нем Карлсон или Шрек – вполне реальные персонажи, палка превращается в настоящую лошадь, а любимые мягкие игрушки умеют разговаривать. В возрасте 3-4 лет творческое мышление и воображение чада развивается быстрее, в этот период могут появиться и «воображаемые друзья», в этом нет ничего страшного или ненормального – уверяют психологи.
Любимая игрушка. Мягкая игрушка или кукла, которую чадо всюду таскает за собой, может стать первым другом. Ей можно рассказать свои переживания и страхи, научить азбуке или просто спеть колыбельную. Эти инстинкты больше развиты у девочек, мальчишки ищут в друзьях защиту и опеку;
Друг-невидимка. Это может быть как абстрактный персонаж, так и вполне конкретный герой фильма или мультика. Нередко такой «друг» – полная противоположность ребенку: у тихони друг будет хулиганом и заводилой, у шалуна второе «я» может оказаться на удивление спокойным.
Гиперопека. Если ребенок зажат в тесные рамки запретов и ограничений, он будет «уходить» в выдуманный мир, где можно шалить, завести собаку, гулять до вечера, не есть невкусный суп. С выдуманными друзьями малыш придумывает приключения, в которых становится настоящим героем. Это первый звоночек для родителей и повод пересмотреть свое поведение.
Вина. Смоделируем ситуацию: кроха разбил любимую мамину вазу, что проще: признаться во всем и получить заслуженное наказание или свалить все на выдуманного друга? – В углу стоять все равно придется, зато часть чувства вины малыш перекладывает на вымышленного персонажа, да и наказание он тоже разделит с ним.
Скучная жизнь. Взрослые люди часто страдают от рутины, нехватки впечатлений и эмоций, но иногда в такой ситуации оказываются и маленькие дети. Особенно, если каждый день подчиняется расписанию: будильник, прогулка, детский сад, ужин, сон. Никаких фантастических миров и интересных приключений. Что делает ребенок? – создает виртуальную модель жизни, где каждый день он оказывается в новом месте с новыми друзьями.
Одиночество. Если у ребенка нет друзей, и он чувствует себя одиноко, то будет придумывать себе товарища. Ведь общаться с невидимкой и заранее придумывать его ответные реплики и действия легче, чем пытаться наладить контакт со сверстниками или родителями.
Сложная ситуация. У многих детей друзья-невидимки появляются в трудные периоды жизни: болезнь, рождение брата или сестры (когда все внимание родителей переключено на малыша), ссора со сверстниками – именно воображаемые друзья дают крохе необходимую поддержку и советы. Такая же проблема появляется, если ребенка обижают, только теперь в товарище он будет искать защиту.
Не высмеивайте ребенка и не заставляйте категорически отказаться от вымышленного друга – вы добьетесь того, что чадо перестанет вам доверять;
Выясните причину такого поведения и постарайтесь ее устранить: помогите ребенку социализироваться, уделяйте больше внимания, разрешите семейные проблемы и конфликты, которые оказывают разрушительное влияние на неокрепшую психику;
Если ребенку не с кем поделиться переживаниями, научите его вести дневник;
Стоит обратиться к психологу, если ребенок теряет интерес к реальной жизни, воображаемый друг не исчез к девяти годам. Если игры приобрели иной характер: они стали жестокими, ребенок все чаще наказывает и старается доминировать, плохо спит или ест, начинает путать фантазии с реальностью.
В остальных случаях не нужно паниковать: дети перерастают своих вымышленных друзей, редко «общение» длится более полугода.
Читайте также:
632
|
Комментарии (0)