Речевой массаж для детей

Логопедический массаж призван исправлять речевые нарушения. Существует несколько его видов. Назначает речевой массаж логопед после диагностики. Некоторые техники можно использовать в домашних условиях, другие должен осуществлять только специалист.

Задачи речевого массажа

Логопедический массаж является лечебно-профилактической мерой. Он решает целый комплекс задач:

  • разработка произношения;
  • исправление речевых расстройств;
  • улучшение работы связок, звучности голоса;
  • нормализация дыхания во время разговора;
  • увеличение мышечной моторики артикуляционного аппарата, приведение его тонуса в норму;
  • понижение гиперсаливации (избыточного слюноотделения);
  • коррекция нечеткости произношения;
  • развитие речи при его задержке;
  • нормализация жевательного процесса.

Речевой массаж нередко только часть терапии. При различных расстройствах необходим комплексный подход.

Правила и особенности проведения речевого массажа

У логопедического массажа много нюансов. Его некорректное исполнение может быть неэффективно, способно навредить. Проводить процедуру должен сертифицированный специалист. Основные условия для речевого массажа такие:

  • проветренное помещение;
  • использование защитных средств – маска, стерильные перчатки;
  • дезинфекция инструментов;
  • антисептическая обработка рук специалиста, отсутствие колец и иных украшений.

Ребенок во время речевого массажа должен быть спокоен и расслаблен. В зависимости от применяемой техники он может лежать или полусидеть. Под голову обычно подкладывают валик.

Длительность массажа

Продолжительность терапии определяется индивидуально. Проводится она курсами, чаще по 10-20 сеансов. Их длительность увеличивают постепенно, начиная с нескольких минут и ориентируясь на состояние ребенка. Между курсами делают перерыв до 3 месяцев.

Возраст для логопедического массажа

Речевой массаж по показаниям можно проводить уже в 2-3 месяца. Делается это в профилактических целях.

С детьми до 2 лет занимаются максимум 2-3 минуты, в старшем возрасте 5-20 минут. Если ребенок в 2-3 года не разговаривает, то логопедический массаж нужен ему для пробуждения речи.

Виды логопедического массажа

Существуют разные техники логопедического массажа. Одни осуществляются вручную, другие с помощью специального инструмента. Подходящую методику подбирает специалист после диагностики.

Классический речевой массаж

Такую технику называют также традиционной или ручной. Основывается она на нескольких приемах.

massazh-rta.jpg

 

Сеанс массажа начинается с поглаживаний и ими же заканчивается. Они должны быть размеренными и плавными, проводятся в разных направлениях. Пальцы специалиста сомкнуты в одной плоскости, но не напряжены.

Поглаживания отличаются по цели и интенсивности:

  • поверхностные снижают мышечный тонус артикуляционного аппарата и лица;
  • глубоко обхватывающие слегка возбуждают ЦНС;
  • граблеобразные – массируется волосистая часть головы.

С разной направленностью и большей силой проводятся растирания. Специалист задействует определенные мышечные группы. В результате массируемые ткани смещаются и слегка растягиваются, что активизирует циркуляцию крови и обменные процессы, повышает мышечный тонус.

На определенные мышечные группы направлены и разминания. Для активизации их работы используются различные приемы. Это повышает мышечный тонус, усиливает сократительную функцию.

Вибрация влияет на трофику тканей. При слабом воздействии мышечный тонус снижается, а при жестком возрастает. Вибрацию осуществляют колебательными движениями с разной амплитудой.

massazh-nosogubnoj-skladki.jpg

 

Поколачивания применяют на лице. Внимание акцентируют на точках выхода нервов и зонах с минимальным количеством жировой клетчатки – нижняя челюсть, скулы, лоб.

Плотные нажатия нужны для улучшения крово- и лимфообращения, метаболизма. Специалист воздействует на пучки нервных окончаний. Плотные нажатия обычно осуществляются в конце поглаживаний.

Точечный массаж

Это методика рефлекторной терапии. Специалист работает с биологически активными точками. Нажатие на них вызывает рефлекторные реакции в нужных областях. Зона воздействия минимальная.

Задачей терапии может быть коррекция или профилактика речевых проблем. Методика обеспечивает следующие эффекты:

  • нормализуется тонус мышц, за счет которых работают артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты;
  • регулируется метаболизм и деятельность вегетативного отдела нервной системы;
  • стабилизируется эмоциональный фон;
  • предупреждаются нарушения голосового аппарата, патологии носовой полости, носо- и ротоглотки.

Точечное воздействие может вызывать ломоту, онемение, легкую болезненность, распирание, тепло. При слабой выраженности это норма.

Существуют несколько комплексов точечного массажа. Каждый преследует определенные цели. Одновременно могут выполняться звуковые упражнения.

Действие точек в артикуляционном массаже бывает общим и локальным. Они располагаются на разных частях тела.

tochki-obshhego-dejstviya.jpg

tochki-na-licze.jpg

tochki-lokalnogo-dejstviya.jpg

 

 

 

Нюансов у точечного массажа много, но есть несколько общих моментов:

  1. Начинать с 3-4 точек.
  2. Объем воздействия увеличивать поэтапно и плавно.
  3. На сеансе вовлекают точки и общего, и локального действия.
  4. На симметричные точки воздействовать одновременно.

Точечную технику применяют курсами раз в 3-6 месяцев. Между сеансами должно проходить не более 3 дней. Точечную технику можно совмещать с классической методикой. Массаж обычно проводят перед логопедическим занятием.

Массаж ложками

Эта методика хорошо корректирует речевые расстройства. Для нее пользуются чистыми и гладкими ложками, действовать надо мягко. На одного ребенка нужно 2 прибора. Подросткам можно использовать чайные или десертные ложки, дошкольникам лучше кофейные.

 

Речевой массаж ложками осуществляют по методике Ольги Игоревны Крупенчук. В ее книге расписано несколько комплексов упражнений, включая самомассаж, который дети с 5 лет могут выполнять самостоятельно. Каждый прием сопровождается иллюстрацией. Упражнения расписаны в стихотворной форме.

uprazhneniya-s-lozhkoj.jpg

 

Зондовый массаж

Процедура выполняется по методике Елены Викторовны Новиковой. Для этого используется комплект из 8 зондов.

logopedicheskie-instrumenty.jpg

 

Зондовый массаж нормализует мышечный тонус артикуляционного аппарата, развивает речевую моторику. Специалист воздействует на конкретные участки, чтобы активизировать и восстановить их работу. В процедуру вовлекается язык, губы, щеки, мягкое небо. Логопед инструментами производит разные движения:

  • скольжение;
  • давление;
  • отодвигание;
  • перетирание.

 

rabota-s-logopedicheskim-instrumentom.jpg

Зондовый массаж не делают детям до полугода. Курс продолжается 2-3 недели. На сеансе каждое упражнение повторяют 30 раз. При необходимости через 1,5-2 месяца курс повторяют.

Самомассаж

Большинство методик речевого массажа осуществляется специалистом либо под его контролем. Упражнения можно выполнять и в домашних условиях. Малышам помогают взрослые, дети постарше занимаются самостоятельно.

Самомассаж не является альтернативой речевому массажу, выполняемому логопедами, а только его дополнением. Он стимулирует двигательные (кинестетические) ощущения и нормализует тонус мышц.

Продолжительность самомассажа для дошкольников 5-10 минут. Движения нужно повторять 4-6 раз. Хорошо делать их под негромкую спокойную музыку.

 

Самомассаж лучше выполнять перед зеркалом. В день его можно проводить несколько раз.

Мышцы головы и шеи надо массировать так:

  1. Медленно проводить ладонями по волосам до плеч, затрагивая уши и шею по бокам. руки должны действовать симметрично.
  2. Упражнение начинать аналогично, но двигаться к надгрудинной ямке.
  3. Проводить пальцами горизонтально от центра лба до висков.
  4. Очерчивать пальцами круги от центра лба до висков.
  5. Пальцами проводить диагональные линии от середины лба к вискам.
  6. Слегка постукивать или похлопывать лоб, используя только кончики пальцев.
  7. Проглаживать брови от оснований к кончикам. Каждым пальцем (кроме большого и мизинца) действовать поочередно.
  8. Указательными пальцами обводить контур воображаемых очков – снизу от висков до основания бровей, затем по ним до кончиков.
  9. Указательные и средние пальцы удерживать на закрытых веках 3-5 секунд.
  10. Показать усы указательными и средними пальцами, ведя их от губного желобка к уголкам рта.
  11. Этими же пальцами показать улыбку, проведя ее от центра нижней губы через уголки рта до скул.
  12. Аналогично показать грустного клоуна, проведя от центра верхней губы через уголки рта до нижней челюсти.
  13. Этими же пальцами показать клювик, сместив от уголков к центру сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
  14. Тыльной стороной пальцев проводить от центра подбородка до ушей.
  15. Поглаживать губы зубами, имитируя расческу.
  16. Постукивать губы зубами.
  17. По очереди всасывать губы.
  18. Аналогично пожевывать их.
  19. Задержать воздух под верхней губой, слегка постукивать по ней кончиками пальцев. Повторить с нижней губой.
  20. Проводить 3 линии до ушей – от центра сначала нижней, затем верхней губы, от середины носа.
  21. Очерчивать кончиками пальцев круги на щеках.
  22. Растирать щеки ладонями, двигаясь в разные стороны.
  23. Сжатые кулаки приложить тыльной стороной к щекам и двигаться вкруговую сначала в одном, затем другом направлении.
  24. Набрать щеками воздух и слегка постукивать по ним кончиками пальцев.
  25. Похлопать ладошками по щекам.
  26. Слегка поглаживать ладонями лицо, двигаясь по щекам от центра лба до подбородка.

 

massazhnye-linii.jpg

Есть еще несколько упражнений специально для языка. Его самомассаж делается так:

  1. Поглаживать язык сомкнутыми губами, высовывая его между ними максимального далеко. Расслабить язык и постепенно убрать его.
  2. Высовывать язык, одновременно пошлепывая его губами. Аналогично вернуть его обратно.
  3. Максимально далеко просунуть язык между зубами, проводя ими по нему. Расслабиться, постепенно убрать язык обратно.
  4. Высовывать язык, слегка покусывая его. Аналогично убрать обратно.
  5. В 2 раза сложить спринцовку 30 мл (№1), обмакнуть в сладкий сироп и вложить в рот кончиком наружу. Пожевать.

 

Массаж языка можно делать также щеткой или специальной насадкой, которая продается в аптеках. Упражнения выполнять сидя. Язык расслабить и зафиксировать салфеткой.

massazh-yazyka.jpg

 

Противопоказания к речевому массажу

Логопедический массаж эффективен, но доступен не всегда. Противопоказания к нему такие:

  • инфекция, грибок кожи;
  • аллергическая реакция, включая ангионевротический отек (Квинке);
  • поражение слизистой полости рта;
  • оральный герпес;
  • конъюнктивит;
  • острый воспалительный процесс;
  • фурункулез;
  • носовое кровотечение;
  • повышенная температура;
  • эпилепсия, другие причины судорог;
  • увеличенные лимфатические узлы.

К числу запретов относят и онкологические патологии, хотя абсолютным противопоказанием они не являются. Решение о необходимости и допустимости речевого массажа в конкретном случае принимает специалист.

Видео: Логопедический массаж

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Речевой массаж для детей

<span style="text-align: justify;">Логопедический массаж призван исправлять речевые нарушения. Существует несколько его видов. Назначает речевой массаж логопед после диагностики. Некоторые техники можно использовать в домашних условиях, другие должен осуществлять только специалист.</span>

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Как сделать поделки на Хэллоуин своими руками
Хэллоуин не за горами. Пора украсить свой дом оригинальными поделками из подручных материалов. Мастерить поделки вместе с детьми - весело и занимательно.
image
Дети на картинах известных художников
Далеко не каждый художник решится написать детский портрет, образы детей на полотнах появились достаточно поздно. Конечно, и ранее живописцы стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно. На такие картины очень приятно смотреть, а вот рисовать малышей трудно, ведь заставить ребенка несколько часов позировать художнику очень сложно. Тем не менее, известным
image
Сюжет и особенности телепередачи «Голос.Дети»
Телепередача «Голос. Дети» выходит на «Первом канале» в формате телевизионных вокальных конкурсов. Шоу демонстрируют в период с февраля по апрель каждую пятницу. Увидеть его можно сразу после окончания программы «Время».
image
Дети рисуют
Для детей рисование – это еще один способ самовыражения, это очень занимательный процесс, в котором родителям отводится роль не столько советчика, сколько наблюдателя. Объясните ребенку, для чего нужны краски или фломастеры, как ими пользоваться, что можно рисовать. Совместное творчество очень сближает.
image
Обучение ментальной арифметикой в школе и дома
Ментальная арифметика – это хороший способ, чтобы развить у ребенка воображение и память, устойчивость внимания и мышление, мелкую моторику и творческие способности. Она включает в работу два полушария, что крайне важно, поскольку школьная программа развивает одно правое полушарие.
image
Лучший папа на свете
Порой фантазия детских фотографов не может не удивлять, проект Дейва Энглау, американского фотографа – не исключение. Он создал серию фотографий «Лучший папа на свете»: необычные, смешные, чуточку неправдивые, но очень эмоциональные. Фотохудожник шутит, что все это случается, когда папы остаются со своими детьми наедине. Давайте посмотрим, что могут натворить отцы и дети.