Задержка речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы у детей в возрасте до 4 лет. Дети с этим диагнозом овладевают разговорными навыками также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу отставания ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Причины патологии:
  1. Невостребованность. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами
  2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)
  3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)
  4. Нарушения слуха. Она формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов.
Нормы в возрасте до 3-х лет
Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно. Первый год по месяцам:
2 - ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 - появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 - гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 - мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 - совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к интонации.
7 - лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 - лепет, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 - вуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»).
Лепет более сложный.
10 - вслушивается в разговоры взрослых, понимает все больше слов, подражает их ритму, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
Нормы на второго году жизни
Стадия активной речи – автономная. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономности связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития. 
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.). 
Автономность сменяет подвид - «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных. 
Нормы развития на третьем году жизни 
Задержка после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на разговорные способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет отставание развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.
Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В рассказе еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила разговора, слова («мухолет»).
На что необходимо обращать пристальное внимание?
Произношение звуков ребенком в первые восемь месяцев жизни (малыши произносят различные звуки «а-а-а», «м-м-м»). Если малыш упорно молчит, есть повод задуматься и своевременно обратиться к невропатологу.
Понимание слов обращение к ребенку в возрасте 10-14 месяцев. Если малыш не оборачивается, когда к нему обращаются, и для привлечения внимания к себе использует плач.
Узнавание предметов на слух. В возрасте 14-18меясцев дети различают на слух предметы и могут показать на картинке предметы («Где мишка?», «Где ушки?», «Где кукла?»)
Выполнение простейших команд. В возрасте 18-24 месяцев малыш способен удовлетворить просьбу взрослого («Возьми мяч и дай его мне», «подними кубик и да его мне»).
Произнесение слов и фраз. В возрасте 2-3 лет дети произносят отдельные слова и формируют фразы («мама дай, пойдем гулять»).
Произношение звуков и слов. В возрасте 3-4 лет дети могут произносить предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («папа пошел на работу», «я иду гулять»). Особенно необходимо обратить внимание, если большинство звуков произносится неправильно и в возрасте 4 лет ребенок неспособен формировать предложения.
Диагностика и лечение 

Диагностика происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три - четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния. Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению языка надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).
Диагноз задержка речевого развития у малыша ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.
Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла эта болезнь.
Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция. Родители должны уделять максимум внимания и вносить эмоциональный аспект в отношения с ребенком. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.
Если проблема неврологического характера, в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты ноотропного действия (ноотропил, цинаризин, кортексин, энцефабол и др.), их действие направлено на улучшение кровообращения мозга, на улучшение интегративной функции мозга.
Также заболевание неврологического характера лечится методом транскраниальной микрополяризации. Участки головного мозга, отвечающие за развитие мышления, подвергают воздействию постоянного электрического тока слабой силы (в 10 раз меньше чем при электрофорезе), это активизирует деятельность этих участков, нормализует развитие, а также нормализует развитие познавательных процессов (памяти и внимания).
Если у ребенка есть это заболевание вследствие нарушения слуха (глухота), то ребенка определяют в специализированный детский сад.
На сегодняшний день коньки - это и танцы на льду, и фигурное катание, и игры, например салки с шайбой и хоккей. Чтобы научить ребенка кататься на коньках и превратить его в маленькую «звездочку» на льду. Самый первый этап в этом процессе - это изучение и усвоение простого катания, то есть малыш должен передвигаться на коньках маленькими шажочками и с небольшой скоростью. Какая же цель таковых упражнений? В первую очередь, это всеобщее укрепление состояния организма, а в частности мышц и, конечно же, оживленный отдых на свежем воздухе. Когда ребенок овладеет коньками, спокойно можно отпускать ребенка с одним, двумя, тремя людьми или даже группами, а пока что требуется тщательный присмотр. Можно разрешить поиграть в «паровозика» или какие-нибудь другие игры на льду. Сейчас это ни для кого не будет удивлением и довольно-таки часто можно увидеть, как крохе одевают коньки, как только он встает на ноги. Ведь в возрасте восьми - десяти лет двери многих спортивных школ перед ребенком закрываются. Но, мне кажется, что и в этом вопросе можно обойтись без фанатизма. Выбрать, как говорится, «золотую» середину, чтобы это было не сверх сил ребенка, но и не совсем легко.
Как научить ребенка кататься на коньках - один вопрос, ведь основное, это не опоздать. Так как средним возрастом для начала обучения катания считается четыре-пять лет, когда ребенок уже свободно может стоять на своих ногах и с легкостью усвоит новый вид спорта. Более того, у каждого ребенка разное физическое развитие, у некоторых еще могут быть слабенькие мышцы спины, ног и брюшного пресса, которые непосредственно участвуют при катании на льду, что даже просто выстоять на коньках они не в состоянии. Опираясь на такие особенности детского организма, лучше будет повременить и укрепить все мышцы. Для этого подойдут такие физические упражнения, как выпады (вперед и назад), «гусиный шаг», подскоки, приседания и другие общеразвивающие упражнения.
Перед тем, как научить ребенка ездить по льду вы должны преодолеть с ним страх и неуверенность. В этом вам помогут специальные тренировочные упражнения во дворе на утоптанном замерзшем снегу. Для этого необходимо обуть свои коньки, немного пройтись в них и совершитьразличные приседания и наклоны, и даже попрыгать, пока ребенок не почувствует в себе полную уверенность.Без травм и ссадин обучить не получалось ни у кого, поэтому самым важным моментов в подготовке к катанию является обучение падениям. Нужно выработать в ребенке этот навык и довести его до автоматизма, в противном случае у него возникает много шансов получения травм опасных для здоровья и жизни. Безопаснее всего падать на бок. Но, ни в коем случае не назад, так как можно получить перелом позвоночника или хуже того - сильный удар головы. Хотелось бы обратить ваше внимание, что падения в основном происходят не во время скольжения, а во время остановки, когда выпрямляетесь во весь рост. Учитывая такие сведения, приучите ребенка всегда стоять на полусогнутых ногах, при этом чуть наклонившись вперед, ставя коньки не прямо, а под углом - это придаст большего равновесия и ноги не разъедутся в разные стороны.
В наше время, достаточно актуальным является вопрос, связанный с увольнением женщин, которые имеют детей в возрасте от трех до четырнадцати лет, а также и инвалидов. И если с отпуском все прозрачно и понятно, то по увольнению возникают некоторые вопросы. Увольнение сотрудника может быть произведено при наличии заявления от сотрудника, в котором он указывает точную дату увольнения.
Необходимо учесть, что работодатель предупреждается сотрудником об увольнении заблаговременно. В законодательстве существуют установленные сроки, то есть не менее четырнадцати дней со дня, который следует для подачи заявления. Это необходимо для того, чтобы работодатель произвел полный расчет и нашел на освобождающуюся вакансию нового сотрудника.
Существуют другие альтернативы данному сроку. Он может быть сокращен по соглашению работодателя и сотрудника, а также по желанию сотрудника, который увольняется, если существуют нарушения работодателем Трудового Кодекса или невозможности продолжать работу. В этом случае в заявлении сотрудник обязан указать уважительную для расторжения трудовых отношений причину. То есть увольнение по уходу за малышом может случиться только при наличии таковых причин. К таким причинам относится: переезд жить на какое-либо новое место, уход за ребенком до 14 лет, повторная беременность, уход за болеющим родственником или инвалидом первой группы, по причине поступления в какое-либо учебное заведение, принятие на работу по конкурсу, выход на пенсию и другие причины.
Увольнение по уходу за ребенком до 3 и/или 14 лет
Чаще всего, кто-либо из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Если же Вы хотите уволиться, то необходимо написать правильно заявление о просьбе предоставить Вам отпуск по уходу за ребенком с последующим увольнением. Работодатель не вправе отказать женщине в данном отпуске по уходу за ребенком, сроки о предупреждении соблюдены, значит, в увольнении тоже не имеют права отказать. Пишите заявление, регистрируете у работодателя расчет и трудовую книжку Вам обязаны выдать в последний день перед отпуском.
Если Вы собираетесь уволиться с работы и у есть ребенок до 14 лет, то в качестве причины увольнения вы можете использовать увольнение по уходу за ребенком до 14 лет. В заявлении на увольнение необходимо указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода за дитем в возрасте до четырнадцати лет". Такая формулировка, дает возможность при необходимости обращения в центр занятости влиять на длительность выплаты и размер пособия по безработице. Работодателя необходимо предупредить об увольнении согласно срокам, оговоренным в существующем ТК. Если Вы не предупредили работодателя о предстоящем увольнении, то по существующему ТК работодатель вправе назначить Вам срок отработки в течение 14 дней перед увольнением. По обоюдному соглашению этот срок может быть уменьшен.
Увольнение по уходу за ребенком инвалидом
Иногда заявление на увольнение пишется по причине наличия ребенка инвалида. В данном случае, необходимо в формулировке заявления на увольнение указать, что Вы увольняетесь по собственному желанию "в связи с необходимостью осуществления ухода". В заявлении можно не указывать, до какого возраста Вы будете осуществлять уход за ребенком, или указать до достижения ребенком 18 лет. Лучше конечно предоставить медицинскую справку, заверенную по всем правилам. Но для увольнения по данной причине, достаточно наличия у работника такого ребенка, а данные о детях должны находиться в кадровой службе.
Все эти причины увольнения свидетельствуют о невозможности продолжать сотрудником работу. После подачи заявления сотрудником, работодатель обязан осуществить увольнение по уходу за малышом по собственному желанию женщины, в любой срок в пределах двух последующих недель. Многих матерей беспокоит, прерывается ли стаж в данном случае. Для женщин, которые имеют детей возрастом до 14 лет, сохраняется непрерывность стажа. Это утверждено в п.5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по всеобщему государственному социальному страхованию, утверждено Советом министров СССР от 13 апреля 1973 г. №252 с изменениями вплоть до 1 июля 1991г.
Обязательно убедитесь, что Ваша трудовая книжка заполнена по Инструкции. То есть не просто уволена по собственному желанию, а уволена по собственному желанию «в связи с необходимостью осуществления ухода за сыном/дочерью в возрасте до четырнадцати лет, п. 3 ст. 77 ТК РФ». Если Вам отказывают в увольнении по данной причине или заполняют Вашу трудовую книжку не по причине, указанной в Вашем заявлении, требуйте письменный отказ от работодателя и смело ступайте в суд. 

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Задержка речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Развитие речи детей дошкольного возраста
Обычно развитие речи детей проходит в возрасте от трех до семи лет. Этот период самый важный в усвоении нового, неизвестного для ребенка. На этом этапе жизни как раз необходимо уделить внимание речи, обогащения ее новыми словами, синонимами, оборотами, прилагательными.
image
Речь ребенка 4 лет
Речь ребенка 4 лет должны понимать не только родители, но и окружающие. Речь ребенка 4 лет, посещающего детское дошкольное учреждение, непосредственно общающегося со своими сверстниками и воспитателями, чаще более понятна для окружающих, чем у детей сидящих дома. Если же малыша не понимают и воспитатели переспрашивают его по нескольку раз, то стоит отвести его к врачу-логопеду.
image
Игры, развивающие речь от полутора до двух лет
"Занимательная беседа" в машине. Езда в машине идеально подходит для бесед с малышом, что очень полезно для развития его речи. Укажите ребенку на какой-нибудь знакомый ему предмет. Когда он назовет его, повторите это слово, но в законченном предложении...