Программа «Детский сад – дом радости»

5933

логотип программы Детский сад – дом радости

Комплексная образовательная программа «Детский сад – дом радости» Крыловой Н.М. – часть научно-методической системы, созданной в 1985 году.

 

В научно-методическую систему «Детский сад – дом радости» входят:

  • Программа: целевые ориентиры, принципы, содержание и организация образовательного процесса;
  • Технология: 64 тома со сценариями поминутной организации повседневной жизни на каждый 10-12 часовой день учебного года (для каждой возрастной группы), а также статьями, маршрутными листами; 22 учебных фильма; мониторинг динамики освоения ребенком программы развития.
  • Инноватика «Лесенка успеха»: система повышения квалификации педагога для успешного внедрения Технологии.

Выращивать или воспитывать?

Слова о самоценности периода детства, развитии способностей и самосознания ребенка с сохранением и обогащением его индивидуальности встречаются в каждой программе дошкольного образования. Но воплощаются ли они на практике?

детиПрограмма – это просто. Два-три занятия в день по 20 минут: декоративно-прикладное искусство, развитие речи, математика, природоведение, музыка, физкультура. Один час из всего дня, что ребенок проводит в дошкольном учреждении. А остальное время?

Приемы пищи, прогулки, свободная игра – вот чем заполнены будни. В процессе обычного ухода за ребенком и происходит его воспитание – или не происходит, если педагоги не умеют и не хотят решать такую задачу. Поэтому регламентированная жизнь по режиму в большинстве детских садов настолько же скучна для малышей, насколько и для воспитателей.

Система Н.М. Крыловой предлагает целостный подход к игровой, познавательной, коммуникативной и бытовой жизни детей. Педагоги получают не только целевые ориентиры и план мероприятий, но и научно-методическую основу. Она помогает каждый день удивлять и радовать своих воспитанников, побуждая их осваивать различные виды деятельности.

Какая задача стоит перед педагогом?

Модель «Лесенка успеха» из Инноватики показывает, какие ступени зеркально должны пройти воспитатель и воспитанник.

I.         Ребенок узнает о новой деятельности, а педагог вдохновенно ее исполняет перед «очарованными зрителями», как «артист».

II.         Малыш занимается этой деятельностью с непосредственным участием взрослого, при этом они взаимодействуют как «вкусные» (желанные) собеседники.

III.         Дошкольник уже может выполнять деятельность самостоятельно, а воспитатель только руководит процессом, подобно «режиссеру».

IV.         Воспитанник уже овладел основными приемами и может творчески исполнять эту деятельность, а педагог уже не вмешивается в процесс и становится «очарованным зрителем», радуясь успехам своих подопечных ребят.

От каждого по способностям

Каждый ребенок восходит к очередной ступени в своем темпе.

Порой в пределах одного занятия воспитателю приходится побыть и артистом, и режиссером, и вкусным собеседником, и зрителем.

Поэтому Н.М. Крылова подчеркивает, что разработка методик и сценариев – это труд, который неэффективно совмещать с воспитательной деятельностью. Опираясь на готовые сценарии в каждом амплуа, педагог имеет возможность наблюдать за детьми, видеть их особенности и находить к каждому свой подход. Его творчество и импровизация как профессионала состоит в уместном применении Технологии с конкретным ребенком и группой детей.

Менеджмент для дошкольника

Программа «Детский сад – дом радости» содержит универсальную модель организации любой деятельности.

фото наглядной программы действийВоспитатель учит детей действовать пошагово – от постановки задачи до оценки результата. Планированию помогают следующие вопросы:

  1. Что хочешь сделать? О ком позаботиться? (Замысел).
  2. Из чего или на чем? (Материал).
  3. Чем будешь делать? (Инструмент).
  4. В каком порядке? (Порядок действий).
  5. Каков результат, получилось ли сделать то, что ты задумал? (Анализ и выводы).

Ценность этой методики в том, что ребенок привыкает планировать свое занятие (игра, учеба, творчество, труд, опека) и доводить его до логического завершения.

Так как у него есть собственное пространство для принятия решений, возрастает осознанность и концентрация внимания. Воспитанник также учится видеть продукты своего творчества объективно, сравнивая их с образцом взрослого.

Таким образом, у него формируется стабильная самооценка, которая не скачет вверх-вниз от мнения окружающих, а привязана к его собственному взгляду на самого себя.

Мишка, Незнайка и Недотёпа

Потребность в самоутверждении сложно реализовать, будучи самым маленьким, беспомощным и неумелым. Вечно быть учеником надоедает, и наличие сверстников тут не поможет – они находятся в таком же положении.

счастливые детиКогда же есть кто-то слабее или несмышлёнее, ребенок может взять на себя роль учителя и закрепить самостоятельное исполнение деятельности. Для этого в каждой группе есть свой персонаж-недотёпа (Мишка, Незнайка и т.п.). Эта кукла говорит голосом воспитателя, но воспринимается дошкольниками как фигура, отдельная от личности педагога.

Чтобы хорошо объяснить усвоенное Недотёпе, приходится точно формулировать мысли и обобщать свой опыт. Кроме того, особое значение имеет нравственный контекст обучения или помощи – любовь, забота, уважение, нежность.

Какими вырастают выпускники программы «Детский сад - дом радости»?

  1. Дети учатся не только верить в свой успех, но и прогнозировать пути его достижения.
  2. Желание утверждаться в своей опытности побуждает ребенка анализировать результат и причины возможной неудачи, устранять их и пробовать снова.
  3. Даже если воспитанник – единственный ребенок в семье, он учится заботиться о тех, кто нуждается в опеке, чувствовать удовольствие от взросления.

Таким образом, ребята и в школе, и в других социальных институтах уверенно проходят путь «от ученика к мастеру», создавая свою неповторимую индивидуальность.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Программа «Детский сад – дом радости»

Особенности и результаты программы «Детский сад – дом радости». Как организовать развитие самосознания ребенка и научить его создавать свою индивидуальность.

Комментарии 1

OlgaLeez 16.05.2017, 23:26

Вполне не плохая метода,выводя из прочитанного,ребенок практически развивает свое желание-кем он хочет быть в будущем,как будто реализует свои мечты,могу сказать,что это правильно,пусть начинаю воплощать свои желания в реальность.

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Частный детский садик для круглосуточного пребывания ребенка
Круглосуточный сад является скорее вынужденной мерой, чем обязательной или рекомендованной необходимостью для детей дошкольного возраста. Его посещение имеет положительные и отрицательные стороны.