Программа Россия 365 в детских садах: теория и практика

696

Каждое дошкольное учреждение руководствуется программами для детского сада в России. Методики развития и обучения – дорожная карта всего воспитательного процесса. На их основе педагогический коллектив выстраивает план занятий с детьми.программа детского сада образования

Какие бывают методики обучения?

Родители не всегда знают, что мини-уроки физкультуры, музыки, лепки и рисования опираются на единую методическую базу. Поэтому при выборе детского сада уместно поинтересоваться, какая методика используется в том или ином учреждении.

Тем не менее, все программы преследуют одну и ту же цель. Гармоничное формирование личности маленького человека – желаемый результат любой методики. Он складывается в процессе обычной детской активности: пока малыш играет со сверстниками, учится рисовать кружочки, клеит поделку, кормит птиц и участвует в утренниках.

Рассмотрим, какие программы разработаны в соответствии с государственными стандартами образования РФ.

Комплексные программы

Комплексные образовательные программы для детского сада в России уделяют внимание всем сторонам развития ребенка. Рассмотрим наиболее популярные из них:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой. Применяется с 1985 года, прошла несколько переизданий и доработок. Последний вариант называется «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы; М.: Мозаика-Синтез, 2014). Используется в большинстве государственных дошкольных учреждений нашей страны, поэтому известна как программа России 365.

Задает направление психолого-педагогической работы:

  • в младенческой группе (от 2 месяцев до 1 года);
  • в группах раннего возраста (от 1 до 2 и от 2 до 3 лет);
  • в младшей, средней, старшей и подготовительной группах (для каждого последующего возраста от 3 до 7 лет).

2. Программа «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой. Раскрывает содержание педагогической работы в связи с особенностями и задачами воспитания детей от младенчества до 7 лет.

3. Программа «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой. Руководство по развитию и обучению детей от 2 месяцев до 7 лет. Предложен тематический календарный план мероприятий для каждой возрастной группы. Приведена примерная схема объединения усилий специалистов и родителей, если в группе есть дети с особенностями речевого развития. Подчеркивается важность проведения интегрированных занятий с целью снизить нагрузку и улучшить адаптацию ребят.

4.

Программа «Радуга» под ред. Е.В. Соловьевой (ранее под ред. Т.Н. Дороновой). Охватывает все направления образования детей от 2 месяцев до 8 лет, в том числе в разновозрастной и инклюзивной (в которую входят как здоровые ребята, так и дети с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья) группах.

5. Программа «Развитие» под ред. А.И. Булычевой. Рассчитана на работу педагогов с детьми 3-7 лет. Раскрыты все направления развития ребенка (по возрастным группам): социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое, а также игра как средство реализации этих направлений. Отмечена необходимость эмоционально-принимающего общения с детьми как воспитателей, так и родителей, с корректировкой способа выражения эмоций.

6. Программа «Детский сад – дом радости», Н.М. Крылова. Предназначена для планирования занятий с детьми 3-7 лет в дошкольном учреждении и дома.

7. Программа «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева. Используется для организации процесса воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет. Предлагает примерный режим дня для групп от кратковременного до круглосуточного пребывания.

8. Программа «Детский сад 2100» под ред. Р.Н. Бунеева. Охватывает развитие и воспитание детей от 2 месяцев до 7(8) лет. Описывает подходы к коррекционным мероприятиям с детьми с ОВЗ.

обучение в саду

Продвинутые комплексные методики

Существует также ряд инновационных комплексных программ. В них  затрагиваются аспекты, не раскрытые в традиционных методиках. Их чаще используют в частных детских садах с высокими образовательными стандартами.

1. Программа «Березка» под ред. Загвоздкина В.К. Разработана на основе вальдорфской педагогики для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет. Направлена на развитие целостной личности ребенка. Фокус на творческой, познавательной и исследовательской деятельности малышей, отказ от директив и оценок. Подчеркивается ценность разновозрастной группы.

2. Программа «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтунен. Задает гуманистическое направление работы с детьми от 1 до 8 лет, с приоритетом разновозрастной группы. Приведены методы адаптации и формы работы, в том числе коррекционной.

3. Программа «Вдохновение» под ред. И.Е. Федосеевой. Рассматривает образовательно-воспитательный процесс от младенчества до 7 лет. Отмечает важность дифференциации в обучении, учет индивидуальных темпов развития, особенностей и интересов воспитанника. Дает рекомендации по работе в разновозрастной группе.

4. Программа «Диалог» под ред. О.Л. Соболевой. Помимо базовых направлений обучения детей от младенчества до 7 лет, описывает особенности образования детей с ОВЗ, групп с двух- и многоязычным составом воспитанников, одаренных дошкольников.

5. Программа «Разноцветная планета» под ред. Е.А. Хамраевой (в двух частях). Составлена для организации дошкольного образования детей от 3 до 8 лет. Содержит подробное описание всех направлений развития воспитанника в рамках основных образовательных областей, а также календарный план тематических мероприятий. Даны рекомендации по совместной деятельности детей и взрослых (родителей и педагогов), в том числе в билингвальных семьях.

6. Программа «Золотой ключик» под ред. Г.Г. Кравцова. Основана на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Призывает к личностно-ориентированной работе дошкольниками 3-7 лет. Предполагает формирование разновозрастных групп. Ставит целью не подготовку к школьному обучению, а формирование личности ребенка, осознание себя в окружающем мире, выстраивание отношений с близкими людьми.

7. Программа «Образование для процветания» под рук. Т.С. Комаровой. Предназначена для работы с одаренными детьми от 2 до 7 лет.

8. Программа «Открытия» под ред. Е.Г. Юдиной. Разработана для методологического сопровождения развития детей от 2 месяцев до 8 лет. Предусматривает создание доступной развивающей среды в виде центров активности (искусств, кулинарии, математики, песка и воды и т.д.), что напоминает систему Монтессори. Ориентирована на личную заинтересованность малыша в обучении и самостоятельных исследованиях.

9. Программа «Успех» под ред. Н.В. Фединой. Предлагает личностный, ценностно-ориентированный и культурологический подход к воспитанию и обучению ребенка от 2 месяцев до 8 лет. Особое внимание уделяется работе в комбинированных и компенсирующих группах воспитанников с различными ОВЗ. Содержит комплексно-тематический план мероприятий.

Парциальные программы

В дополнение к комплексным образовательным программам, в детских садах нашей страны применяются и парциальные.

Каждая из них рассматривает какую-то одну сферу жизни: экологию, здоровье, естествознание, творчество, музыку, культуру, окружающий мир, социально-эмоциональное развитие, основы безопасности.

Что используют работники детских садов

Дошкольные учреждения, в соответствии с законом РФ «Об образовании», имеют право выбирать, адаптировать и комбинировать любые программы для детского сада в России, если они соответствуют государственным стандартам. Иногда педколлектив решает разработать свой проект обучения, используя структуру и содержание вышеперечисленных методик.

Как программы реализуются на практике

Выбрать или составить хорошую образовательную методику – полдела. Иногда в российских детских садах складывается такая ситуация: красивых слов – на миллион, а воплощения – на рубль.

В большом коллективе сложно учитывать, понимать и принимать чувства каждого ребенка. Эффективно обучать и развивать получается только тех детей, которые чувствуют себя комфортно в группе. Для остальных же воспитатели обеспечивают только уход и присмотр.

Ключевую роль играет способность педагога увлечь малыша, не оттолкнуть его равнодушием или пренебрежением. Это тонкая психологическая работа, в которой не должно быть ни одной неверно взятой ноты.

В частных садах или центрах дневного пребывания обычно небольшие группы (5-12 человек). Поэтому в них проще регулировать эмоциональную атмосферу. Однако воспитатели не всегда пользуются этой возможностью, несмотря на высокую цену своих услуг.

Что может сделать неравнодушный родитель

  • Соберите все сведения о программе, воспитателях, условиях пребывания в детском саду.
  • Проведите инсайдерскую разведку: понаблюдайте, как обращаются разные педагоги с детьми на прогулке.
  • Узнайте, как отзываются о конкретном дошкольном учреждении родители детей, которые туда ходят.

Порой разведать такую информацию сложнее, чем получить путевку в детский сад. Но только так вы сможете составить свое мнение о людях, которым планируете доверить своего ребенка.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Программа Россия 365 в детских садах: теория и практика

Программа Россия 365, как выбрать детский сад, образовательные программы детского сада, Россия, дошкольное образование, программа Васильевой, Монтессори, вальдорфский сад.

Комментарии 2

Vameri 23.08.2016, 09:41

Большой выбор программ!!!

beststudio 23.08.2016, 10:24

Скоро еще по каждой программе будет информация отдельно. Следите за новыми статьями.

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Старшая группа детского сада
Вот уже ваш ребенок, еще недавно такой маленький, и полностью нуждающийся в вашей опеке и заботе, достиг пятилетнего возраста (как ни как круглая дата!) и перешел в старшую группу детского сада. А значит, он уже кое в чем самостоятелен и может справляться с посильными задачами
image
Ясли: полезная информация для родителей
Далеко не каждая женщина может себе позволить тихо мирно сидеть в декрете, пока крохе не исполнится три года. А значит, вопрос о переводе малыша в ясли стоит необычайно остро. Ясельная группа для деток 1-3 лет есть практически в каждом дошкольном заведении, осталось только сделать выбор.Как подготовить вашего ребёнка к яслям, читайте в нашей статье.
image
Что делать, если малыш не хочет ходить в детский сад?
Почему ребенок не хочет ходить в сад? Как выяснить причину такого поведения и помочь малышу с адаптацией? – полезные советы родителям читайте в нашем материале...
image
Программа «Детский сад 2100»
Содержание и принципы программы «Детский сад 2100». Причины ее эффективности в обучении современных детей. ..
image
Логопедический садик
В случае, если речь ребенка нуждается в продолжительной коррекции, моет помочь логопедический садик. Деятельность логопедических садов направлена именно на исправление различных речевых проблем малышей. Численность групп в логопедических детских садах обычно не превышает 4-6 групп при наполняемости 10-15 человек.
image
Лепка в детском саду: развиваем творческие способности
О секретах и видах детской лепки, ее пользе для развития ребенка читайте в нашей статье! Также здесь вы найдете познавательный пошаговый мастер-класс для самых маленьких.
image
Что нужно знать, отправляя ребенка в сад?
Что нужно знать, собираясь в детский сад? Что нужно рассказать воспитателю о ребенке и для чего ввели анкетирование? – более подробно об этих вопросах читайте в нашем материале.
image
Аппликация в детском саду
Как вид деятельность аппликация в детском саду включена в программу для детских садов, по которым строится работа с детьми, вполне применима она и в домашних условиях работы с ребенком