Развитие речи у дошкольников
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.
Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников, рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.
Характерные проблемы развития речи дошкольников:
1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
2. Скудость речи. Маленький словарный запас.
3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.
4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.
6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.
8. Нехорошая дикция.
А как развивать речь дошкольников?
Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие доказательства, строить диалог. Если же нет – доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.
Давайте рассмотрим, какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения мы сопроводили детальным комментарием.
Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:
Упражнение для развития речи дошкольников: "Разговор по картинке"
Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи.
Упражнение для развития речи дошкольников: "Маленький - большой "
Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите с малышом иллюстрации, и попросите назвать, что он увидел. К примеру:
- Посмотри, а кто это на картинке?
- Кошка и котята.
- А какая кошка?
- Большая.
- Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.
- А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?
И так далее.
В наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу, запомнить значения слов.
Чтение потешек и пение колыбельных.
Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.
Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.
Упражнение для развития речи дошкольников: Журналист.
Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.
Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка.
Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.
Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)
Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.
К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.
Скороговорки и поговорки.
Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.