Стратегические цели компании
Понятие, характеристики, виды
На самом начальном этапе управлением компанией очень важно выявить правильные стратегические цели, которые бы хорошо легли на миссию предприятия. Стратегические цели определяют долгосрочное направление деятельности компании. Стратегические цели должны описывать способы достижения компании, описанной в миссии предприятия. Также выдвигаемые цели должны удовлетворять некоторым требованиям, они должны быть: четкие, ясные, измеримые и ориентированные во времени.
Измеримость целей заключается в том, что существует ряд показателей, необходимых для оценки эффективности деятельности организации. Чтобы как-то контролировать выполнимость поставленных стратегических целей, должны быть установлены временные рамки и значения показателей, которые должны быть достигнуты.
Стратегические цели- ориентиры развития компании. Также они обязательно должны быть достигаемыми, предприятие должно адекватно оценивать свои возможности. По статистике, вероятность реализации стратегии меньше 30%.
Достижение стратегических целей является смыслом существования организации, даже время и силы, потраченное на стратегическое планирование и формирование целей, можно приравнять к хорошим инвестициям в будущее.
Иногда цели поставлены очень в широком смысле, они недостаточно определены, чтобы точно указать, что намерена делать компания. «Развивать бизнес» - общая цель, но у нее нет ясности, чтобы позволить компании и ее лидерам разработать план, предназначенный для достижения измеримых результатов. Именно здесь цели вступают в игру. Цели должны быть конкретными и измеримыми и должны указывать, в частности, то, что ожидается от компании, как это будет сделано и когда. «Увеличение продаж на 30 процентов в течение следующих 18 месяцев в приоритетной области» является примером цели, которая могла бы поддержать цель «Развивать бизнес».
После разработки целей и задач, следующий шаг - определить наилучшую стратегию их достижения. Рост бизнеса может включать в себя стратегию выхода на новые сегменты рынка. Или это может быть связано с разработкой новых продуктов и услуг или изменением цен. Предприятия должны выбирать наиболее подходящие стратегии, учитывая их цели, задачи, миссию, видение и ценности. Помимо миссии, большое влияние на формирование стратегических целей оказывает система ценностей топ-менеджеров компании.
Стратегические цели компании - это очень важный аспект, так как они являются ориентиром для ее развития, также можно считать, что это результаты, которые компания будет стремиться достичь. Стратегические цели устанавливаются собственниками или топ-менеджерами компании, они должны прийти к единому пониманию путей достижения стратегии компании. Необходимо, чтобы они имели долгосрочный характер и не менялись каждый день. Еще необходимо проверять, есть ли ресурсы у компании для реализации той или иной цели. Если их нет, то надо заложить формирование необходимых способностей и возможностей в перспективе.
Можно определить несколько стратегических целей для компании.
В некоторых источниках существует разделение стратегических целей на три вида:
- 1) Цели задания
Эти цели должны отражать стратегию компании во внешней среде.
- 2) Цели ориентации
Эти цели направлены на достижение стратегии внутри организации.
- 3) Цели системы
Эти цели необходимы для поддержания структуры предприятия в равновесии, то есть для обеспечения связей между структурными подразделениями.
Так как у компании может быть несколько видов деятельности, то и целей может быть много. Когда лидеры компаний ставят стратегическую цель, они определяют общую конечную точку, которую они хотят достичь, исходя из определенных потребностей. С другой стороны, стратегическая задача более конкретна. Хотя стратегические цели могут быть как качественными, так и количественными, стратегическая задача почти всегда является количественной, поскольку она по определению более конкретна. Как правило, компании ставят цели до составления задач, делая их более конкретным планом достижения цели.
Для достижения цели нужно проведение неких стратегических событий. Данное подразумевает различные программы, планы, инициативы, которые осуществляются для реализации стратегических целей.
Это предполагает создание системы показателей, эта система позволяет оценить целесообразность осуществляемых мероприятий. К ним можно отнести: долю на рынке, динамику объема продаж, размер прибыли, доходность акций и др.
К сожалению, очень часто встречается ситуация, когда показатели компании очень невысокие из-за большого числа реализуемых проектов. Если эти мероприятия не вносят вклад в достижение стратегических целей организации, то их проведение не несет смысла.
Показатели ориентируют ресурсы компании на достижение стратегических целей. Этим они конкретизируют требования к сотрудникам по выполнению мероприятий, что, как правило, желаемо с их стороны.
Направления развития компании
Следуя общим стратегическим целям, можно выделить несколько направлений развития:
Рост компании.
Растущий бизнес является ключевой общей целью для любой компании. Бизнес предоставляет возможности роста для получения дохода либо напрямую через услуги, которые оплачиваются клиентом, либо косвенно через службы, которые обеспечивают продажи продукта (т. е. услуга является функцией продукта).
Рост в компании идет за счет общей бизнес-модели, интеграции продуктов и услуг, он требует глубоких изменений бизнес-логики, организационных структур и процессов. Это трудоемкий процесс и часто требует постепенного подхода к развитию.
Зачастую рост осуществляется производственной компанией за счет приобретения сервисных компаний, что является самым быстрым способом получить новые знания, сотрудников и клиентов. Это эффективный способ сделать это, поскольку он создает мгновенный рост для приобретающей компании, но не для рынка. Задача состоит в интеграции различных организаций и их культур.
Положение на рынке
Компании всегда ищут лучшее место в цепочке создания стоимости или на рынке. Благодаря лучшему положению, компания может, например, получить больше контроля над бизнесом в цепочке создания стоимости или может сделать клиентов более зависимыми от своих предложений. Обычно, бизнес требует более тесного сотрудничества с клиентом. Таким образом, он также предоставляет возможность влиять на решения клиентов, например, предоставляя возможность больше ориентировать покупки клиента на предложения поставщика услуг (и его партнеров).
Дифференцирование
Компании предоставляют дополнительные средства для их дифференциации на рынке, если у конкурентов есть очень похожие продукты. Целью этого может быть, например, обеспечение более эффективной доставки. В некоторых ситуациях уникальное структурированное предложение по продуктам также может затруднить сравнение с конкурентами.
Обучение и развитие компетенций
Знание клиентов очень важно в любом бизнесе, чтобы компания была конкурентоспособной. Бизнес, в котором поставщик услуг и клиент работают более тесно, дает компании возможность получать более подробные данные о работе клиента. Таким образом, компания предоставляет возможности для развития компетенций компании и повышения конкурентоспособности.
Статистические данные
Исследования Renaissance Worldwide из журнала CFO среди 200 крупнейших западных компаний показали высокий уровень несоответствия действий менеджеров и стратегии компании:
- Меньше, чем 40 % менеджеров среднего звена и 5 % сотрудников низшего звена четко понимают стратегии и действуют на основе нее;
- только у 50 % топ-менеджеров, 20 % менеджеров среднего звена и 10 % низшего звена работа ориентирована на выполнение стратегии;
- 45 % менеджеров вообще не тратят времени на обсуждение и принятие стратегических решений, 85 % команд управленцев тратят менее 1 часа в месяц;
- 50 % компаний устанавливают системы оценивания только на финансовых показателях.
Согласно исследованиям Гарвардской бизнес школы, среди компаний Global-1000, реализация стратегии происходит в компаниях недостаточно эффективно:
- 92 % сотрудников не связывают результаты своей работы со стратегическими целями компании;
- Основной бюджет 74 % компаний связан с решением повседневных проблем, а не целями компании;
- Только 15 % показателей эффективности используются для достижения стратегических целей;
- Только 24 % менеджеров мотивированы на достижение стратегических целей компании;
- Только 18 % внутрикорпоративных программ развития направлены на выполнение стратегии развития компании;
- только 10 % компаний успешно реализуют стратегию и достигают поставленных целей.
Карты стратегических целей. Примеры.
Некоторые источники рекомендуют создание специальных карт стратегических целей для их реализации.
В них должны быть указаны:
- стратегии компании;
- стратегии отдельных подразделений;
- целевые области реализации стратегий;
- целевой показатель для каждой из стратегий;
- владелец целевого показателя (подразделение, ответственное за реализацию стратегии
Цели |
Показатели |
Создание корпоративной культуры |
· Индекс корпоративной культуры. |
Повышение компетенций и увеличение квалификации персонала. |
· Добавленная стоимость человеческого капитала, тыс. руб. · Коэффициент компетентности персонала, %. |
Использование системы оценки и оплаты труда персонала по ключевым показателям деятельности (KPI). |
· Индекс качества управления. · Отклонение по стоимости проекта · Отклонение по срокам проекта. |
Улучшение оборудования. |
· Освоенный объем (EV), %. · Изменение сроков проекта · Показатель рентабельности инвестиций, %. · Изменение стоимости проекта |
Дальше на базе стратегических характеристик показателей определяют стратегические задачи.
Менеджеры определяют стратегические задачки на 3-5 лет.
ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Стратегические показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Увеличение чистой прибыли, %. |
6 |
8 |
10 |
Индекс корпоративной культуры, баллы. |
77 |
82 |
86 |
Увеличение клиентской базы, %. |
28 |
23 |
18 |
Индекс удовлетворенности покупателей, баллы. |
82 |
88 |
88 |
Коэффициент компетентности персонала, %. |
79 |
83 |
86 |
Коэффициент рентабельности инвестиций, %. |
40 |
40 |
40 |
Доля заказов, выполненных полностью и в срок, %. |
91 |
95 |
95 |
Рентабельность персонала, млн. руб. |
4,0 |
5,0 |
6,1 |
Доля новых продуктов в ассортименте, %. |
18 |
18 |
18 |
Доля продаж собственной продукции, %. |
27 |
35 |
40 |
Так заканчивается процесс постановки стратегических целей. Они формируются на продолжительный период времени, а стратегические задачи должны пересматриваться и корректироваться в зависимости от ситуации во внешней и внутренней среде организации. Постановка целей является непрерывным стратегическим процессом.
Cheburashka 30.05.2021, 18:15
FredaTyotya 31.05.2021, 11:02
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.