Заикание у детей

Среди всех известных речевых расстройств особое место занимает заикание у детей, проявляющееся в отсутствии способности говорить свободно, без напряжения и запинок. Речь заикающегося ребенка медленная, сбивчивая, нечеткая.

Каковы же причины заикания у детей?

Заикание возникает в результате несогласованности в работе органов, участвующих в образовании речи – голосовых связок, мышц, дыхания. Возникающие в органах артикуляционного аппарата - гортани, языке, губах судороги приводят к нарушению ритма и плавности речи. Судороги бывают клонические (при них повторяются, чаще всего в начале слова, отдельные звуки или слоги) и тонические (при них имеет место напряжение, задержка в преодолении «сбоя» в собственной речи). Заикание у детей зачастую бывает смешанного типа - тоно-клоническое.

Наиболее часто встречающийся возрастной период появления заикания у детей - период от 2 до 4 лет. Это период активного формирования звукопроизношения, речи в целом, при еще недостаточно сформированной и достаточно хрупкой речевой функции. Причем предрасположенность к заиканию у мальчиков в 3-4 раза больше, чем у девочек. Причина – меньшая эмоциональная устойчивость мужчин к внешним факторам.

У большинства родителей существует мнение, что заикание возникает исключительно из-за неожиданных сильных нервноэмоциональных потрясений – страха, стресса (испугался пожара, собаки, пьяного, грозы и т.д.). Да, это действительно так, но только примерно в 15 случаях из 100 случаев появления заикания. В логопедии они носят название логоневрозы – невротическое заикание.

При таком типе заикания не происходит сбоев в нервной системе или необратимой гибели клеток. Возникает оно в результате внезапного воздействия внешних психотравмирующих факторов. Для детей с невротическим заиканием характерны неуверенность, повышенная тревожность, наличие страхов, потливости, учащенного сердцебиения, плохая переносимость духоты, транспорта. Логоневроз поддается лечению и полное восстановление речи со временем возможно.

Чем же можно объяснить тот факт, что страхи, волнения, стрессы встречаются у многих детей, а заикаются – единицы.

Объясняется это существованием предрасположенности к недугу – патология появляется при наличии определенных особенностей нервной системы ребенка. Одним из таких предрасполагающих факторов является поражение нервной системы органического типа. Это поражение может наступить в результате родовой травмы, патологий при беременности и родах, вследствие частых болезней в первые годы жизни. Эти органические нарушения внешне незаметны, умственное развитие – в норме. Повышенное внутричерепное давление, изменение рефлексов и повышенная судорожная готовность обнаруживается только при обследовании. Не всегда заикание у детей зависит и от внешних факторов (психических нагрузок, волнения, окружения).

В большинстве случаев заикание имеет способность к рецидиву, нередко периоды улучшения речевой функции могут сменяться ее ухудшением.

Часто заикание появляется у детей, которым свойственны тормозимые черты характера: робость, неуверенность, застенчивость, тревожность, склонность к углубленному самоанализу. Дети, имеющие предрасположенность к заиканию часто пребывают в состоянии паники, недовольства собой, колебания настроения, им присущи сверхответственность, повышенная старательность, быстрая утомляемость и плохая переносимость нагрузок.

Причиной заикания у ребенка также может являться незрелость психических процессов. Характерными чертами таких детей являются беззаботность, необязательность, легкомыслие, «детскость» суждений и реакций, наивность. Они характеризуются наличием желаний поразвлечься, получить удовольствие, склонностью к фантазиям, отсутствием усидчивости. Все эти черты можно обобщенно назвать личностной незрелостью. Она затрудняет планомерное преодоление речевого изъяна и лечение в целом.

Виды заикания у детей

Заикание у детейможет появиться и по причине подражания. Речь взрослых с подобным недостатком может наложить существенный негативный отпечаток на речь ребенка.

Речь некоторых заикающихся детей может сопровождаться непроизвольными, иногда меняющимися, движениями: топанием ногой, поворотом головы, хлопками в ладоши, жестикулированием, зажмуриванием. Применение этих действий на протяжении длительного времени вызывает привычку и в действительности не облегчает протекание заикания.

Итак, причины, вызывающие заикание у детей, могут быть физиологического, психологического и социального характера.

К физиологическим причинам заикания у детей относят: перенесенные заболевания с энцефалитическими осложнениями, внутриутробные, родовые травмы, часто с асфиксией, органические нарушения подкорковых отделов мозга, регулирующих движения, переутомление или истощение нервной системы вследствие перенесенных заболеваний, вызывающих ослабление центральных аппаратов речи (тиф, корь, коклюш, рахит, болезни органов внутренней секреции, нарушение обмена веществ, болезни речевых органов – носа, гортани, глотки).

К психическим причинам заикания относят: одномоментная или кратковременная психическая травма (страх, испуг); психическая травма длительного действия, вызванная неправильным воспитанием в семье - императивным, неровным воспитанием, воспитанием «примерного» ребенка; хроническими конфликтными переживаниями; длительными отрицательными эмоциями в виде устойчивых психических напряжений или постоянных конфликтных ситуаций; тяжелая психическая травма, стрессы, вызывающие аффективную реакцию (ужас, чрезмерная радость); исправление леворукости (вследствие постоянных напоминаний, требований может наступить психопатическое и невротическое состояние и возникнуть заикание).

К социальным причинам заикания относятся: недостаточная работа родителей над формированием речи ребенка (нарушение звукопроизношения, скороговорение, речь на выдохе), перегрузка ребенка речевым материалом, в том числе несоответствующим возрасту, одновременное обучение разным языкам, подражание заикающимся (непроизвольно или копируя речь), излишняя строгость, суровость взрослых в отношении ребенка.

Читайте также:

 

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Смотрите также
image
Особенности и секреты развития детей до 3 лет по системе Монтессори
Существует несколько секретов развития детей. Упражнения и секреты развития детей до 3 лет по Монтессори. Рейтинг школ Монтессори в Москве.
image
Что умеет ребенок в 1 год?
Что умеет ребенок в 1 год? Еще совсем недавно он лежал в кроватке и тянул к вам ручки, а сейчас вовсю ползает по дому и требует вашего внимания. За первый год жизни ваш замечательный кроха значительно изменился...
image
Ребенку 2 года
Запомним основные правила - когда ребенку 2 года, он не способен воспринимать долгие монотонные занятия, поэтому все обучающие процессы должны проходить в игровой форме и быть недолгими, сменяя друг друга
image
День рождения ребенка 2 года
День рождения ребенка в 2 года такой же замечательный, как и в первый раз. Ваш малыш за год стал еще смышленее, любознательнее, так что праздник будет для него весьма осознанным. Ребенок с удовольствием наблюдает за всем новым, ярко выражает свое восхищение, познает мир
image
1 год и 1 месяц ребенку: особенности развития, психомоторики
1 год и 1 месяц ребенку – это время для новых достижений. К первому дню рождения малыш уже начинает делать первые, пусть неловкие, но такие важные шаги. Пока ребенок похож на крохотного медвежонка – он смешно переставляет ножки, переваливается со стороны в сторону и даже путается в собственных конечностях...
image
10 страшных детских вопросов и как на них ответить
Возраст, когда ребенку хочется все знать, называют возрастом Почемучки, и недаром, ведь малыш старается накопить как можно больше знаний о мире. Он уже освоил речь, умеет задавать вопросы и будет стремиться выяснить все, что его интересует. Он узнает правила жизни и учится по ним жить, очень важно в этот период не испортить отношения окончательно и не отворачиваться от чада, набраться терпения и объяснить ему максимально просто и доступно, «Почему появляется молния?» или «Для чего ночью надо спа
image
Детская ревность: почему появляется и что делать родителям?
Рождение братика или сестренки - настоящий переворот в жизни! Для мамы и папы это огромная радость. А что это для вашего старшего ребенка? Для него это непредвиденное событие. Теперь нужно делиться своими игрушками, своим жизненным пространством, а самое главное - любовью родителей...
image
Прогулка с двумя детьми. Проблемы
Пожалуй, самое простое решение – это приобретение коляски для погодок или двойняшек. Если у Вас нет ни коляски для погодок, ни приставки, в старший ещё отказывается ходить самостоятельно – Ваш вариант две коляски, два родителя. Очень многие родители погодок признаются, что гуляют с детьми только с помощью родственников...

Заикание у детей

Среди всех известных речевых расстройств особое место занимает заикание у детей, проявляющееся в отсутствии способности говорить свободно, без напряжения и запинок. Речь заикающегося ребенка медленная, сбивчивая, нечеткая.

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.