Развитие речи в средней группе
Содержание
Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Развитие речи в средней группе основано на усовершенствование связной и последовательной речи, способности правильно и четко произносить фразы и слова. Даже неплохо владеющий речью ребенок, может не осознавать, что слово - это набор отдельных звуков. В таком случае несложно привлечь его внимание к новой для него звуковой составляющей, чтобы он активно начал ее осваивать.
Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как следствие, письменной грамотности часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. К ним необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на психику ребенка. Поэтому взрослым не стоит подделывать свою речь под детскую, а говорить следует простой и понятной речью, четко, правильно и не слишком быстро произнося все слова.
Развитие речи в 4 года
Развития речи в средней группе хватает на то, чтобы легко общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Иногда ребенок четырех лет может испытывать трудности и допускать неточности в процессе пересказа событий, в которых он сам принимал участие. Но теперь, осваивая новые слова, он не просто их запоминает, а старается осмыслить их звуковую структуру, пробует по-своему назвать некоторые предметы и действия. Осваивание лексики становится значительно мотивированным.
Во время обогащения словаря ребенок делает попытки овладеть грамматикой. Отвечая на вопрос взрослого, он часто отвечает содержательными фразами, в которых использует больше 4 слов. В предложениях возникает преобладание простых распространенных членов («Здесь сидят Настя и Саша»), существительных и глаголов множественного числа. Ребенок чаще использует сравнительную степень наречий и прилагательных, появляются причастия.
Проявляя интерес к звуковой составляющей речи, ребенок пытается изменить слово по шаблону, но это у него не всегда получается. Он все еще может допускать грамматические ошибки: плохо согласует прилагательные с существительными среднего рода, неправильно употребляет окончания («Мама моет «окны»).
Наблюдаются ошибки употребления несклоняемых существительных. Высказывания ребенка, состоящие из простых предложений, нередко отдаленно связаны между собой.
В произношении появляется множество звуков. Большая часть детей, хорошо произносит трудные в усвоении звуки (х. ы, э), четко звучат свистящие (ц). Начинают проявляться звуки, принадлежащие к позднему ортогенезу (щ, ч, ж, ш, л, р), но обычно у большинства малышей возникают затруднения при произношении шипящих звуков.
У детей четырех лет наблюдаются различия в формировании произношения: одни говорят чисто, правильно произнося почти все звуки, другие же наоборот неправильно произносят большую часть звуков, смягчая твердые согласные. В этом случае воспитатель обязан уделить особое внимание таким детям, определить причины и, подключив родителей, устранить недостатки.
Итак, развитие речи в средней группе проходит активно. Улучшается произношение, речь приобретает четкость. Они прекрасно знают предметы их ближайшего окружения и правильно их называют. Их речь наполняется не только существительными и глаголами, но и другими частями речи: предлогами, прилагательными, наречиями. Предложения чаще простые распространенные, но усовершенствуется навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку малыши могут пересказать почти наизусть, могут выучить и рассказать короткое стихотворение. Они чаще становятся инициаторами общения.
Речь в 5 лет
В пять-шесть лет словарь ребенка составляет около 3000 слов. Теперь он сознательно подходит к особенностям языка, обдумывает свою речь, пытается, используя аналогию, придумывать новые слова. Например, съел макароны - «намакаронился», или же «не отсонился», что означает - не выспался. Теперь ребенок делает попытки понять законы словообразования, но из-за малого речевого опыта допускает ошибки.
В этот период ребенок достигает значительных успехов в речевом и умственном развитии. Он способен определить и назвать основные признаки и свойства предметов, устанавливает между ними связи. Речь приобретает богатство, разнообразие и точность. Ребенок становится внимательнее к ответам окружающих на его вопросы.
В пять лет дети постигают монологическую речь. Дети в средней группе впервые учатся использовать однородные обстоятельства, правильно согласовывать существительные с прилагательными в косвенных падежах. Хотя не всегда они могут самостоятельно, последовательно пересказать сказку, рассказ. Звуки в словах становятся более узнаваемыми. Это происходит только в том случае, если воспитатель в предыдущих возрастных группах уделял внимание фонематике.
Хороший речевой слух позволяет ребенку отличать понижение и повышение громкости, изменение темпа, улавливает средства выразительности. Теперь они могут воспроизводить интонации, понижать и повышать тон голоса, выдерживать паузы так, как делают это взрослые.
В шесть лет большинство детей могут произносить все звуки, хотя некоторым все еще трудно произнести звук «р», шипящие звуки.
Итак, развитие речи в старшей группе характеризуется совершенствованием навыков у детей. Она становится чище, точнее и более развернутой. Попытки восстанавливать причинно-следственные связи среди предметов и явлений дают плоды. Благодаря достаточно усовершенствованной речи, дошкольник пробует повествовать и отвечать на вопросы понятно и точно. Таким образом, во время описания предметов и явлений он может передавать и свое эмоциональное отношение.
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.