Наблюдение — основной метод обучения в детском саду

63
Наблюдение — основной метод обучения в детском саду

Наблюдение — это умение вглядываться в окружающий мир, видеть изменения, которые в нем происходят, устанавливать причины этих наблюдений. Пока ребенок растет и развивается, все вокруг для него представляет новое и неизвестное. Поэтому наблюдение — самый простой и при этом важный метод в обучении ребят в детском саду.

Почему метод важен в обучении детей?

Наблюдение — это планомерное и последовательное восприятие детьми явлений или объектов. Причем, педагог ставит перед ребятами определенную цель. Например, рассказать, как изменяется песок, если его намочить или как изменяются листья на деревьях осенью. Следовательно, цель этого метода заключается в получении и закреплении новых знаний: установление качеств и свойств объекта, причин изменения и развития объектов, установление внешнего и внутреннего строения предмета.

Наблюдение_метод_обучения

В процессе этой деятельности у дошкольников формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира. А еще ребята учатся сосредотачиваться на определенном предмете или явлении, выражать свои мысли словами, размышлять и анализировать увиденное, замечать главное.

Дети познают природные объекты через зрение, обоняние, слух. Лучше всего, если задействованы разные формы, это помогает развивать ребенка.

Виды методик

В зависимости от характера познавательной задачи, можно выделить следующие виды наблюдений:

  • распознающего характера — во время урока формируются знания о различных свойствах объекта, связях его с другими предметами. Используется во всех возрастных группах;
  • репродуктивного характера — по отдельным признакам устанавливается состояние объекта и по его части — картина в целом. Такой вид наблюдения помогает совершенствовать имеющиеся знания и применять их при решении практических задач;
  • наблюдение за изменением и преобразованием объектов — этот вид дает знания о процессах в динамике. Он требует сложных умственных действий, помогает развивать мышление и логику.

Наблюдение может проходить в разных местах (лес, поле, комната). Занятия могут быть случайные или запланированные. Объекты тоже могут быть абсолютно разными. И за ними можно наблюдать однократно или многократно.

Как строятся занятия?

Как именно проходят занятия с использованием метода — наблюдение? Этот метод можно использовать на занятиях по окружающему миру, развитию речи, по ручному труду, математических занятиях.

Наблюдение_в_детском_саду

Вот как воспитатель должен построить урок:

  • определить объект, цель и место наблюдения;
  • подготовить все необходимые предметы — вода, миски с кормом, лупа, термометр;
  • помочь детям сконцентрировать внимание на каком-либо объекте — причем, он не должен быть очень необычным или ярким, чтобы само наблюдение не выглядело скучным;
  • задать вопросы — ребята должны на них ответить, немного понаблюдав за объектом.
    Если дети не могут полностью ответить на вопрос или не понимают, как именно описать объект или процесс, воспитатель помогает детям;
  • конкретизировать объем знаний, который дети должны получить в процессе занятия, дополнить увиденное детьми рассказом или сообщением;
  • завершающий этап — обобщение полученных знаний. Важно еще все проговорить и объяснить, чтобы информация усвоилась и закрепилась.

Во время занятий детей надо хвалить, задавать наводящие вопросы. Эмоции от урока должны остаться позитивные, это поможет лучше его усвоить. Важно и то, сколько длится занятие. Оно не должно быть долгим, оптимально 5-12 минут.

Наблюдение — основной метод обучения ребят в детском саду. Ведь именно наблюдая за окружающим миром, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится обобщать и анализировать, обогащает свой опыт, лучше ориентируется в окружающем его мире.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Наблюдение — основной метод обучения в детском саду

<div align="justify">Обучение в детских садах происходит с помощью различных методов. И один из них - наблюдение. В чем суть метода и какие есть разновидности? <br /> </div>

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Обучение и воспитание детей
Воспитание ребенка является серьезным и ответственным процессом, от его качества зависит будущее Вашего ребенка и, кстати, всего нового поколения. Вы должны знать, что обучение и воспитание детей как дисциплина подразумевает под собой широкий радиус тем...
image
Программа воспитания и обучения детей в детском саду
Программа воспитания и обучения детей в детском саду для средней, старшей и подготовительной группы детского сада