Какие места занимает Россия в рейтинге по результатам оценки классов?
Содержание
Разные международные агентства проводят свои исследования уровня образования по странам. Итог – рейтинг по результатам оценки классов средней школы. Ниже проанализируем исследования TIMSS, PISA и PIRLS.
Математическое и естественнонаучное образование
Международным энергетическим агентством (IEA) организованы исследования (TIMSS), которые оценивают уровень знаний и навыков учащихся по математике и естественным наукам. Они проводились шесть раз с 1995 по 2015 г.г. В большинстве случаев изучению подвергались ученики 4 и 8 классов, но 3 раза, в том числе и в 2015 г. дополнительно исследовали результаты ребят выпускных классов.
Мониторинг проводится по следующим направлениям:
- Знания;
- Умения;
- Отношение к изучаемому предмету;
- Заинтересованность и мотивация к обучению;
- Содержание образовательных программ;
- Отличие и особенности учебного процесса;
Кроме того, исследование затрагивало характеристики:
- · учебных заведений;
- · педагогов;
- · школьников и их семей.
Методы исследования – тестирование по международным стандартам и анкетирование, которое затрагивало не только учеников, но и педагогов, администрации учебных заведений.
ТОП-5 по разным системам оценивания математика/физика
Другой подход
Математические способности и знания в естественных науках оценивают и другие исследования, которые осуществляет Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Этот мониторинг проводится в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений школьников (PISA). Объект программы – тенденции и различия в национальных системах обучения всех стран-участников мониторинга.
Исследованию подлежит грамотность по следующим направлениям:
- · чтение;
- · математика;
- · естественные науки;
- · компьютеры.
Первый раз мониторинг проводился в 2000 г, а затем – в течение каждых 3 лет.
Российские школьники на протяжении 2000-2012 г.г. демонстрировали показатели ниже среднего уровня (465-482). Только в 2015 г. удалось выйти на средний уровень (494). Сказывалось заметное отставание в компьютерной грамотности из-за недостаточной оснащенности школ. Компенсировать высокими оценками математической грамотности или по чтению не удавалось. Ожидается, что в ближайшее время отставание по этому виду тестирования будет преодолено, и школьники России уверенно попадут в ТОП-10 по рейтингу PISA.
Оценка чтения
PIRLS – периодический международный мониторинг, который исследует читательскую грамотность в разных странах с собственными системами обучения детей в школах. Проводился 4 раза – в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
Чтение проверяется по трем параметрам – уровень, качество и понимание. Исследование выявляет новшества и тенденции в системах обучения в той или иной стране. Тестируются ученики 4-х классов, применяется два вида чтения:
- Для расширения литературного опыта;
- Для получения новой информации, которую школьник сможет использовать.
Испытуемым предлагаются художественные и научно-популярные тексты, после прочтения которых они должны:
- Найти определенную информацию, исходя из сведений в тексте.
- Сформулировать выводы.
- Обобщить полученные сведения, интерпретировать их.
- Проанализировать и оценить полученную информацию, особенности языка и текстовой структуры.
Результаты формируют средний балл, на основании которого составляется рейтинг. Позиции в нем отечественных школьников радуют.
Если в 2001 г. Россия заняла 16 место со средним баллом 528, в 2006 и 2011 г.г. она заняла 1 и 2 место соответственно, уступив только Гонконгу. При этом в 2011 г. средний балл удалось повысить со значения 565 до 568. Но ученикам Гонконга удалось сделать еще больше, повысив свой средний балл с 564 в 2006 г до 571 в 2011 г. Результаты исследований 2016 г. еще не опубликованы.
В целом отечественное образование нуждается в дополнительных усилиях педагогов. Несмотря на мощную базу и хорошие традиции, действующая система обучения нуждается в новых методах и подходах. Страна, которая запускает ракеты в космос, выпускает передовую авиационную технику, обладает огромными запасами природных ресурсов, нуждается в высококвалифицированных кадрах. Противостояние в сфере высоких технологий и международной конкуренции начинается в стенах школ.
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.