Пятый месяц жизни ребенка

За пятый месяц  жизни ребенок обычно добавляет в массе около 650 - 700 граммов, а в длину вырастает в среднем на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы и груди - на 1 и 1,5-2 см соответственно. И, конечно же, отмечается поступательный прогресс в нервно-психическом развитии - иначе и быть не должно, вообще-то:)

Изменяются возможности - значит, изменяются и потребности. Например, комплекс общеукрепляющих и развивающих упражнений, который использовался всего лишь месяц тому назад, уже безнадежно "устарел": родителям пора осваивать очередной. Потому что имеющиеся у малыша моторные умения требуют дальнейшего развития - на их основе в ближайшее время начнут формироваться новые навыки. Которые, кстати, также требуют соответствующего активного внимания родителей - в виде все того же освоения техники новых упражнений и развивающих методик. Говорят: "век живи - век учись". И если бы у тех "родительских университетов", что миллионы мам и пап заканчивают, так сказать, "без отрыва от производства", вдруг появились бы настоящие учебные аудитории, то этот лаконичный лозунг имел бы полное право красоваться в них на каждой без исключения стене - в силу своей непреходящей злободневности.

В это время у многих малышей назревают первые изменения в диете - обычно, начиная с возраста 4,5 месяцев, родители и педиатры начинают долгое и подчас изобилующее страстями обсуждение проблемы введения прикорма. Следует заметить, что в данном случае под прикормом понимается энергетически значимое количество пищи, по многим показателям принципиально отличающейся от грудного молока или адаптированной смеси. Следовательно, 12 капель (ну, или 10 миллилитров:) яблочного или какого-нибудь другого сока, которые к этому возрасту некоторые малыши уже получают (с легкой и нетерпеливой руки мамочек, беспокоящихся о правильном развитии вкусовой рецепции своих детей) здесь во внимание не принимаются. Речь идет о постепенном введении в рацион ребенка овощных или злаковых блюд, способных заместить собой целое кормление. И разговоры родителей и врачей на эту тему действительно чаще всего бывают отнюдь не простыми.

Причина столь жарких дебатов врачей и родителей заключается в том, что в настоящий момент в мировой педиатрии попросту не существует единого мнения по поводу сроков введения прикормов. Различные медицинские методические школы убедительно аргументируют и активно пропагандируют свои взгляды на эту проблему, в результате чего как конкретные практикующие врачи, так и мамы с папами могут запросто "не совпадать" по имеющимся у них представлениям о прикормах. Тема эта, как уже говорилось выше, действительно к простым не относится, а потому требует отдельного разговора. Поэтому здесь и далее в Календаре мы будем придерживаться позиции информирования наших читателей - с тем, чтобы они могли сами активно формировать свое собственное мнение о прикормах.

Итак, пятый месяц жизни ребенка.
Большинство педиатрических школ - как отечественных, так и зарубежных - считает этот период вполне подходящим для введения так называемого обучающего прикорма. Цель последнего заключается, во-первых, в оценке физиологической готовности малыша к "плодотворному знакомству" с пищей, кардинально отличающейся от инфантильного типа питания (грудного молока или его высокотехнологичных заменителей). А во-вторых, такой прикорм играет роль своеобразного сенсорно-орального тренинга, позволяющего развивать вкусовую рецепцию и биомеханику "взрослого" типа питания. В качестве обучающего прикорма обычно используются пюрированные фруктовые блюда, количество которых составляет от 5 до 20 граммов на кормление. В принципе, обучающий прикорм полноценным прикормом назвать трудно - поскольку энергетически он не существенен, заместить собой молочное кормление не может, да и на ход естественного вскармливания практически никак не влияет.

Зато, если в ходе такого тестирования выяснится, что малыш еще не готов к приему полугустой и густой пищи (выталкивает ее языком, не совсем хорошо глотает и т.д.), всем сразу станет ясно, что любые разговоры о введении настоящих прикормов преждевременны. В этом, собственно и заключается главный плюс такого диетологического приема, как обучающий прикорм. Другое дело, что некоторые дети могут вполне удовлетворительно развиваться и на одном грудном молоке вплоть до восьмимесячного и даже более старшего возраста - а это значит, что в этих случаях вполне можно несколько повременить и с введением обучающего прикорма. Очевидно, что в решении таких проблем на первый план выходит индивидуальный подход - и потому мамам и папам лучше всего обзавестись грамотным педиатром-консультантом, не чуждым рационалистического плюрализма по отношению к детской диетологии. И тогда проблем будет гораздо меньше.

И напоследок - медицинские аспекты пятого месяца жизни ребенка. На первом плане здесь находится все та же вакцинация против дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша - потому что схема прививания от этих инфекций на первом году жизни в идеале предусматривает трехкратное введение вакцины с интервалом не менее месяца. И если за месяц, прошедший с момента прошлой вакцинации, никаких форс-мажорных явлений в жизни малыша не произошло, то в это время он получит очередную дозу вакцин.
 
Читайте также:

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Пятый месяц жизни ребенка

В это время у многих малышей назревают первые изменения в диете - обычно, начиная с возраста 4,5 месяцев, родители и педиатры начинают долгое и подчас изобилующее страстями обсуждение проблемы введения прикорма.

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Рост новорожденного, прибавка в росте у новорожденных
Рост новорожденного зависит не только от наследственности, но и от качества питания мамы, состояния маточно - плацентарного кровотока, пола ребенка и т.п. Рост новорожденных в норме колеблется в пределах — от 45 до 55 см.
image
Адаптация ребенка к окружающему миру
Помогать своему чаду адаптироваться к новому и неизученному пространству нужно еще с грудничкового возраста. Предлагаем самые распространенные способы адаптации ребенка.
image
Особенности нервно-психического развития ребенка в 11 месяцев
На одиннадцатом месяце жизни здоровый малыш окончательно и бесповоротно "записывает" радость общения с другими детьми в Список Самых Главных Радостей Жизни. Бурная положительная реакция маленького хозяина в случаях, когда к нему в гости приходит другой малыш, является лучшим тому свидетельством.
image
Развитие ребенка в 10 месяцев
К 10 месяцам ребенок уже пытается стоять, не опираясь, ходит вокруг стула или поддерживаемый за руки. Кости у него окрепли, и можно смело учить ребенка ходить. Первые падения его несколько озадачивают...
image
Девятый месяц жизни ребенка
Девятый месяц жизни ребенка приносит родителям новые заботы - приятные, разумеется. Непрерывно совершенствующиеся нервная и мышечная системы ребенка требуют адекватной по развивающему потенциалу нагрузки - и это значит, что мамам и папам пора осваивать новые упражнения и игры.
image
Седьмой месяц жизни ребенка
Обычно к концу седьмого месяца большинство малышей уже способны самостоятельно передвигаться тем или иным образом - ползком или в "ходунках". В сочетании с потрясающей по своей императивности жаждой познания мира "на вкус и наощупь", это обстоятельство добавляет хлопот родителям...
image
Нервно-психическое развитие ребенка во 2-й месяц жизни
Самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого.
image
Методики раннего развития детей
В этой статье мы описаны самые известные методики раннего развития детей...