Методика Монтессори в детском саду: коротко о главном

5038

Одной из самых востребованных программ развития в современной педагогике является методика Марии Монтессори — ее поклонниками и по сей день остаются воспитатели из разных стран мира. Ученый, первая женщина-врач, заботливая учительница — все эти профессии оказались по плечу Марии Монтессори. За свою жизнь она выпустила немало уникальных пособий и авторских книг, создала первые экспериментальные школы.

Мария Монтессори


Смысл методики — предоставить ребенку свободу и ненавязчиво помочь и подтолкнуть к познанию и совершенствованию навыков. Недаром девиз Монтессори «Помоги мне это сделать самому!» 

Обучение детей по методике Монтессори


Автор обратила внимание, что в детстве есть наиболее активные периоды развития и назвала и сенситивными фазами:

  • Освоение мелкой моторики — с 1,5 до 5,5 лет.
  • Восприятие и принятие своей роли в системе (до 3 лет).
  • Речевое развитие (с рождения до 6 лет).
  • Освоение действий и движений (с 1 до 4 лет)
  • Сенсорное развитие (с рождения до 5 лет).
  • Социализация (с 2,5 до 6 лет).

Важно, чтобы и в семье, и в детском саду кроха в каждый период развития получил необходимые навыки, ведь его способности, поведение, черты характера в дальнейшей жизни зависят именно от этого. А возможности что-то изменить и развить уже будут упущены. Для правильного развития важны три компонента: влияние родителей, педагога и правильная окружающая среда.

Мария Монтессори — известный итальянский врач, учёный, философ. Но, в первую очередь — педагог.

Преимущества методики Марии Монтессори:

  • Гармоничное развитие малыша. Педагог считала, что ребенок мудрее своих родителей, и процесс самообразования должен зависеть от него: быть интересным, полезным и любимым делом.
  • Учеба без принуждения: воспитатели лишь мягко направляют воспитанников.
  • Дети, которые воспитывались по системе Монтессори, оказываются более внимательными, сосредоточенными и самостоятельными.
  • Группы могут быть разновозрастными: малыши перенимают от старших опыт, учатся быть более коммуникабельными. Детки старшего возраста учатся заботиться о младших.
  • Нет соревнований и четко выверенной программы: ребенок индивидуально занимается с материалом до полного изучения.

Особенности занятий в саду

  • Занятия в саду Монтессори проводятся в особой среде.
    Группы разделены на зоны, рабочее пространство наполнено разными пособиями и материалами.
  • Несмотря на то, что дети разного возраста, есть свод правил: вести себя тихо, шуметь можно только в «помещениях для расслабления», стараться все сделать самостоятельно, убирать за собой принадлежности и игрушки, не конфликтовать с другими. Такое упорядочивание дает дошкольнику ощущение стабильности, воспитывает уважение к другим детям.
  • Педагоги не навязывают ребенку свое мнение: он сам решает, стоит ли ему играть с другими детьми и чем заняться в данную минуту.
  • Зонирование:

Сенсорная зона. Согласно методике Марии Монтессори, здесь собраны предметы для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и внимательности.

1.     Зона практическая. Здесь дети могут получить бытовые навыки: одевать и раздевать кукол, стирать и гладить одежду, шнуровать ботинки и так далее.

2.     Сенсорная. Все предметы созданы для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, внимательности. Мягкие мячики, крышечки, баночки, фигурки разного размера и прочие предметы собраны здесь.

3.     Математическая. Ознакомит карапузов с простейшими геометрическими фигурами и символами. Воспитывает логическое и абстрактное мышление, усидчивость.

4.     Языковая. Кубики, карточки со слогами, картинки, наборы, книги — все собрано здесь. С их помощью дошкольники постигают грамоту и письмо.

5.     Космическая. Это зона Вселенной, знакомство с окружающей средой проходит здесь. Фигурки животных, карты, книги о народах мира, гербарии, коллекции минералов найдут свое место на полках в этой зоне.

Американские ученые провели эксперимент и сравнили поведение школьников, которые посещали сад Монтессори и выходцев из обычных дошкольных заведений. Выяснилось, что дети из первой группы на 40% более успешны и самостоятельны, они стараются решать конфликтные ситуации миром, демонстрируют уважительное отношение к людям и окружающей среде. Рисование, музыка, танец — дисциплины, которые редко входят в программу, поэтому в этой области способности детей из садов Монтессори развиты хуже.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Методика Монтессори в детском саду: коротко о главном

Причины популярности и преимущества метода Монтессори. Как применяется методика в детских садах и центрах развития? — прежде чем выбрать сад для малыша, прочитайте эту статью ...

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Как и для чего нужно открытие семейного детского сада?
Если не знаете, как открыть семейный детский сад, нужно знать требования. Нужно знать причины, почему открывают семейный детский сад.
image
Игрушки в детском саду: что нужно знать родителям?
Какие игрушки должны быть в детском саду? Можно ли приносить в группу свои игрушки, и каким нормам они должны соответствовать? – полезные советы родителям читайте в нашем материале.
image
Режим в детском саду
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку
image
Математика в детском саду
Математика в детском саду начинается во второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
image
Лексические игры в детском саду
Развитие речи - важная задача в воспитании ребенка. Какие способы существуют? Что предлагают логопеды?
image
Занятия с логопедом в саду: почему важно заниматься?
Что делать, если у ребенка во рту "каша"? Как помочь правильно и четко говорить?
image
Развитие речи в средней группе
Развитие речи в средней группе основано на развитии связной и последовательной речи, способности правильно и четко произносить фразы и слова. Даже неплохо владеющий речью ребенок, может не осознавать, что слово - это набор отдельных звуков.
image
Программа воспитания и обучения детей в детском саду
Программа воспитания и обучения детей в детском саду для средней, старшей и подготовительной группы детского сада