Программа для детского сада «Тропинки»

5330
Программа для детского сада «Тропинки»

Образование в детских садах по программе «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева основано на развитии воображения как универсальной способности, помогающей познавать себя и окружающий мир.
Все формы детской деятельности — игра, конструирование, общение, творчество и другие — могут нести «образовательную ценность». Личностное же развитие происходит, только если созданы условия не только для освоения знаний и навыков, но и для формирования важнейших качеств:

  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности.
Достичь этой цели позволяют принципы программы «Тропинки»:

На каких принципах основана программа «Тропинки»?

1. Элементы развития креативного потенциала:
a. Образно-смысловое мышление;
b. Способность постигать явления и объекты от общего к частному;
c. Творческий характер поиска решений проблемы;
d. Способность увидеть предмет в новом контексте.
2. Решение элементарных повседневных задач с опорой на культурный пласт достижений человечества.
Например, в направлении «Познавательное развитие» воспитанники по ходу занятий неявно подводятся к философские вопросам:
  • Что может удивить людей?
  • Почему люди не всегда находят общий язык?
  • Откуда рождаются мои мысли?
  • Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?

Игра или сказка заставляет ребят задуматься на «вечные» темы, осмысливая и анализируя близкий контекстный опыт.


3. Передача новых знаний путем постановки проблемы (задачи).
4. Многодеятельностный подход воплощения творческих задумок и открытий.
5. Каждое занятие — событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.
6. Оздоровительное направление приоритетно и встроено внутрь развивающих мероприятий с малышами.
Тропинки-2.jpg

Эвристическое естествознание и живая геометрия

Приведем примеры, как методология программы «Тропинки» активизирует образно-смысловое мышление ребенка.
Пример 1. На занятиях по культуре познания воспитанники прослушивают сказку-перевертыш «Корова Буренка» (аналогичная «Курочке Рябе»).
Необычный подход (в данном случае — инверсия) способствует лучшему усвоению привычного и знакомого.
В конце сказки корова обещает расстроенным деду с бабой не нести больше никаких яичек — ни золотых, ни простых.
Когда история завершилась, детям показывают коробочку с игрушечными яичками и спрашивают, кто там может находиться. Дети отвечали, что в них сидят цыплята (или птенцы). Каково было их удивление, когда в разборных яичках оказались не только фигурки цыплят, но и ящерки, черепашонка, змееныша, муравьишки и даже маленькой рыбки!
Далее им показывали картинку утконоса и просили уточнить, кто это: зверь, птица или рыба. После следующей сказки «Гадкий утконос», в заключение которой выясняется, что необычного детеныша нужно кормить не червяками, а молоком.

Таким образом, на этом занятии у детей сложилось первичное, пока еще недифференцированное представление о сущности млекопитающих. Хотя педагог только предоставил пищу и среду для размышлений, не обобщая информацию и не вводя никаких научных терминов и понятий.

Тропинки-3.jpg
Пример 2. Для глубокого понимания сути геометрии (подраздел «Тропинки в мир математики») используется двигательно-практическая активность.
В игре «Изобрази фигуру» (различные типы углов, тела вращения) детям предлагается отождествить себя с геометрическим элементом или с инструментом — например, циркулем.
Такие знания запоминаются с удовольствием, легко и непроизвольно, в отличие от скучных, утомительных занятий за столом.

«Тропинки» в жизнь

Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (коммуникативно-личностное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).
В каждую сферу входит несколько подразделов, названные авторами программы «тропинками».
Традиционные направления по введению ребят в мир литературы, математики, изобразительного искусства и музыки глубоко раскрываются и дополняются новыми.
Так, научить уважению к трудящимся людям, рациональности и бережливости поможет издание «Тропинки в экономику» А. Д. Шатовой.
Чтобы подготовить малышей к жизни среди общества, выпущены или готовятся к выпуску пособия: «Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе» Н. П. Гришаевой, «Развитие толерантности у детей 5–7 лет» Г. К. Уразалиевой, «Тропинка к взаимопониманию» (рабочая тетрадь) Г. К. Уразалиевой.
Для создания предпосылок самореализации ребенка в мире искусства подготовлены материалы «Развитие воображения в изобразительной деятельности» С. Л. Киселевой, «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» И. И. Наседкиной и Р. М. Абрамовой, серии пособий «Цветная тропинка», «Цветные ладошки», программы по конструированию и художественному труду И. А. Лыковой.
Также в ближайшее время выйдет в печать учебно-методический комплекс «Тропинки» для детей от 1,5 до 3 лет.
Тропинки-4.jpg

Что думают педагоги о программе «Тропинки»?

Ряд воспитателей предпочитает проверенные годами методики — программу М. А. Васильевой (в новом издании — «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы), «Детство», «Истоки», «Радуга». В состав их методического обеспечения также входят тематические авторские программы, помимо основной комплексной.
С другой стороны, авторам проекта «Тропинки» удалось сбалансировать инновации и традиции. Увлекательные сценарии занятий удивят и понравятся даже взрослым. Поэтому эту программу действительно можно считать ориентированной на развитие психики и формирование самодостаточной, гармоничной личности ребенка.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Программа для детского сада «Тропинки»

<div style="text-align: justify;">Образование в детских садах по программе «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева основано на развитии воображения как универсальной способности, помогающей познавать себя и окружающий мир. Все формы детской деятельности – игра, конструирование, общение, творчество и другие – могут нести «образовательную ценность».</div>

Комментарии 1

OlgaLeez 16.05.2017, 22:19

Не знаю что и сказать,практически то же самое что делают во всех детских садах,только их метода-развитие ребенка,а здесь есть название методики "Тропинка",дети в садах играют и в то же время учатся,так они же все и лучше понимают.Так что не вижу в ней ничего особенного,возможно я заблуждаюсь,но это мое мнение.

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Стандарты дошкольного образования: оснащение детского сада
Стандарты ФГОС в детском саду. Что нужно знать о материально-техническом оснащении дошкольного учреждения? – самая важная информация для родителей ждет вас в данном материале...
image
Компенсация за детский сад в 2017 году
Компенсация за детский сад в 2017 году — тема, волнующая родителей, поскольку они вынуждены отдавать немаленькие деньги. Далеко не все готовы воспитывать детей в домашних условиях. Правительство России старается поддерживать молодых, посредством предоставления различного рода льгот. Федерация — гарант общедоступности дошкольного образования.
image
Семинары для педагогов ДОУ по ФГОС.
Цели, задачи и требования федерального образовательного стандарта для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Читать ...
image
Частный детский сад: плюсы и минусы
Чем хороши платные детские сады и на что обращать внимание при их выборе? – читайте в нашей статье советы специалистов и опытных родителей.
image
Домашний детский сад - как открыть и что нужно
С бабушкой - конечно чудесно и ребенку с ней интересно развлекаться, гулять, в игры играть, но, несмотря на это однажды Ваш малыш осознает, что получить желаемое совсем несложно и ничего для этого делать не нужно. Другое дело в коллективе, взять например домашний детский сад, в нем все по-другому, ребенок научится жить по правилам, соблюдать режим.
image
Что нужно знать родителям про организацию охраны детских садов?
Родители детей вынуждены оплачивать услуги частных охранных агентств (ЧОП), которые предоставляются дошкольным общеобразовательным учреждениям. Кто-то возмущается высокими ценами, поэтому есть смысл пояснить, что представляет собой организация охраны детских садов.
image
Выпускной в детском саду
На выпускном в детском саду ребенок прощается с первым периодом своего детства. Жизнь малыша с этого дня делится на две части - дошкольная и школьная. Для родителей выпускной в детском саду – замечательный шанс подарить детям незабываемый праздник.
image
Частый детский садик
Сегодня частный детский садик по праву составляет достойную конкуренцию государственному детскому саду и домашнему воспитанию. В силу востребованности, их число постоянно увеличивается. Различие в программах воспитания и обучения предоставляет возможность выбора того детского сада, в котором ребенку будет комфортно и хорошо.