Программа для детского сада «Тропинки»
5703
Содержание
Образование в детских садах по программе «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева основано на развитии воображения как универсальной способности, помогающей познавать себя и окружающий мир.
Все формы детской деятельности — игра, конструирование, общение, творчество и другие — могут нести «образовательную ценность». Личностное же развитие происходит, только если созданы условия не только для освоения знаний и навыков, но и для формирования важнейших качеств:
- самостоятельности;
- инициативности;
- ответственности.
Достичь этой цели позволяют принципы программы «Тропинки»:
На каких принципах основана программа «Тропинки»?
1. Элементы развития креативного потенциала:
a.Образно-смысловое мышление;b. Способность постигать явления и объекты от общего к частному;c. Творческий характер поиска решений проблемы;d. Способность увидеть предмет в новом контексте.
2. Решение элементарных повседневных задач с опорой на культурный пласт достижений человечества.
Например, в направлении «Познавательное развитие» воспитанники по ходу занятий неявно подводятся к философские вопросам:
- Что может удивить людей?
- Почему люди не всегда находят общий язык?
- Откуда рождаются мои мысли?
- Зачем я нужен другим людям? И зачем они нужны мне?
Игра или сказка заставляет ребят задуматься на «вечные» темы, осмысливая и анализируя близкий контекстный опыт.
3. Передача новых знаний путем постановки проблемы (задачи).
4. Многодеятельностный подход воплощения творческих задумок и открытий.
5. Каждое занятие — событие, которое выделяется на фоне обыденной жизни, продукт, совместно создаваемый взрослыми и детьми.
6. Оздоровительное направление приоритетно и встроено внутрь развивающих мероприятий с малышами.
Эвристическое естествознание и живая геометрия
Приведем примеры, как методология программы «Тропинки» активизирует образно-смысловое мышление ребенка.
Пример 1. На занятиях по культуре познания воспитанники прослушивают сказку-перевертыш «Корова Буренка» (аналогичная «Курочке Рябе»).
Необычный подход (в данном случае — инверсия) способствует лучшему усвоению привычного и знакомого.
В конце сказки корова обещает расстроенным деду с бабой не нести больше никаких яичек — ни золотых, ни простых.
Когда история завершилась, детям показывают коробочку с игрушечными яичками и спрашивают, кто там может находиться. Дети отвечали, что в них сидят цыплята (или птенцы). Каково было их удивление, когда в разборных яичках оказались не только фигурки цыплят, но и ящерки, черепашонка, змееныша, муравьишки и даже маленькой рыбки!
Далее им показывали картинку утконоса и просили уточнить, кто это: зверь, птица или рыба. После следующей сказки «Гадкий утконос», в заключение которой выясняется, что необычного детеныша нужно кормить не червяками, а молоком.
Таким образом, на этом занятии у детей сложилось первичное, пока еще недифференцированное представление о сущности млекопитающих. Хотя педагог только предоставил пищу и среду для размышлений, не обобщая информацию и не вводя никаких научных терминов и понятий.
Пример 2. Для глубокого понимания сути геометрии (подраздел «Тропинки в мир математики») используется двигательно-практическая активность.
В игре «Изобрази фигуру» (различные типы углов, тела вращения) детям предлагается отождествить себя с геометрическим элементом или с инструментом — например, циркулем.
Такие знания запоминаются с удовольствием, легко и непроизвольно, в отличие от скучных, утомительных занятий за столом.
«Тропинки» в жизнь
Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (коммуникативно-личностное , речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).
В каждую сферу входит несколько подразделов, названные авторами программы «тропинками».
Традиционные направления по введению ребят в мир литературы, математики, изобразительного искусства и музыки глубоко раскрываются и дополняются новыми.
Так, научить уважению к трудящимся людям, рациональности и бережливости поможет издание «Тропинки в экономику» А. Д. Шатовой .
Чтобы подготовить малышей к жизни среди общества, выпущены или готовятся к выпуску пособия: «Технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе» Н. П. Гришаевой , «Развитие толерантности у детей 5–7 лет» Г. К. Уразалиевой , «Тропинка к взаимопониманию» (рабочая тетрадь) Г. К. Уразалиевой .
Для создания предпосылок самореализации ребенка в мире искусства подготовлены материалы «Развитие воображения в изобразительной деятельности» С. Л. Киселевой , «Здравствуй, русская сторонка! Музей в детском саду» И. И. Наседкиной и Р. М. Абрамовой , серии пособий «Цветная тропинка», «Цветные ладошки», программы по конструированию и художественному труду И. А. Лыковой .
Также в ближайшее время выйдет в печать учебно-методический комплекс «Тропинки» для детей от 1,5 до 3 лет.
Что думают педагоги о программе «Тропинки»?
Ряд воспитателей предпочитает проверенные годами методики — программу М. А. Васильевой (в новом издании — «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы ), «Детство», «Истоки», «Радуга». В состав их методического обеспечения также входят тематические авторские программы, помимо основной комплексной.
С другой стороны, авторам проекта «Тропинки» удалось сбалансировать инновации и традиции. Увлекательные сценарии занятий удивят и понравятся даже взрослым. Поэтому эту программу действительно можно считать ориентированной на развитие психики и формирование самодостаточной, гармоничной личности ребенка.
Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Комментарии
1
Смотрите также
Детский сад для детей инвалидов – особенности дошкольного образования
Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, развитием, нужно направить в специализированый сад. Детский сад для детей инвалидов – место, где окажут специализированную помощь.
Особенности прогулок зимой в детском саду
Обязательной является прогулка в детском саду зимой. Существуют нормы по организации и проведению прогулки с детьми зимой в детском саду.
Сенсорная комната в детском саду – для чего она и как работает?
Есть причины посещения сенсорных комнат в саду для детей. Помещение имеет специальное оборудование для сенсорных комнат в детском саду.
Закулисье дошкольного воспитания: вся правда о садах
Каждый из вас слышал или напрямую встречал людей хамелеонов, работающих с детьми. Новостные интернет порталы пестрят страшной правдой о садах, где воспитатели недобросовестно выполняют, поставленные перед ними, обязанности. При общении с родителями они источают радушие, человеколюбие.
Непослушный ребенок в саду: что делать родителям?
Малыш не слушается в саду. Это огорчает и родителей и самого ребенка. Какие причины у непослушания?
Карантин в детском саду – это нужно знать!
Карантин заболеваний в детском саду – обычное явление. Представляет собой медицинскую изоляцию группы, в редких случаях учреждение закрывается. Зависит все от причины.
Организация игр в детском саду по темпераменту воспитанников
Существуют особенности организации игр в саду для детей. При организации проведения игр в детском саду нужно учитывать темперамент малышей.
Наблюдения в детском саду
Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
OlgaLeez 16.05.2017, 22:19
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.