Основные показатели психического развития ребенка

289
Основные показатели психического развития ребенка

Новорожденный малыш – удивительное существо. Хоть он и кажется маленьким, хрупким и беззащитным, младенец в состоянии перенести сильные стрессы. Испытанием является даже его появление на свет, резкая смена обстановки, когда легким нужно делать первые вдохи и работать бесконечно, да и кровеносной системе тоже придется функционировать по-новому. Для крохи все ново, незнакомо, но его психика вполне приспособлена к подобным изменениям, готова развиваться и расти в процессе взросления ребенка.

Можно выделить следующие основные показатели психического развития ребенка:

  1. Развитие познавательной сферы. Сюда относят воображение, память, восприятие, мышление.
  2. Владение системой навыков (умственных, физических, практических) для обеспечения продуктивной, творческой деятельности.
  3. Становление системы личностных отношений (ценности, эмоции, мотивы, потребности).

Психологический факт – это совокупность знаний, относящихся к уникальной, конкретной жизни личности. Все события, которые происходят в жизни человека, являются психологическими фактами, которые принадлежат конкретно одному человеку и являются его собственностью.

Чтобы лучше понять, что такое психологические факты, нужно учитывать умственное и физическое состояние ребенка.

Педагоги-психологи Русина Н. А., Урываев В. А. отмечают, что для того, чтобы оценить общий уровень психического развития малыша, нужно выявить и учитывать ряд показателей.

Соматотип человека

Учитывается телосложение ребенка и потенциал его физического развития. Выделяют следующие соматотипы:

  1. Астенический. Набирает мало в весе, медленно вытягивается в росте, отличается плохим аппетитом. По телосложению эти дети длинные, худые.
  2. Пикнический. Плотный с массивной грудной клеткой, которая может в будущем перетечь в массивный живот. Конечности и плечевой сустав у людей пикнического телосложения развиты плохо. Часто люди с таким типом страдают ожирением.
  3. Атлетический. Обладает крепким телосложением с развитой мускулатурой. Лицо, как правило, имеет грубые черты, крупный нос и подбородок.

Саматотипы человека

Уровень половой зрелости

Различают:

  1. Маскулинность – сильные черты, характеризующие сильный пол.
  2. Феминность – мягкие черты, характерные для слабого пола.

Тип лица

Лицо может быть:

  • узким или широким;
  • худое или толстое;
  • с мягкими или жесткими, грубыми чертами;
  • с правильным расположением глаз, носа, рта, или с неправильными чертами.

Позы частей тела

Существуют:

  1. Сцепленная поза – пальцы рук соединены между собой.
  2. Расслабленная поза – человек открыт, часто запрокидывает руки за голову, открываясь тем самым еще больше.
  3. Напряженная поза – характеризуется скрещиванием рук и ног.
  4. Подавленная поза – характеризуется закрытостью, подавленным состоянием: ребенок сидит, обняв колени руками, часто наклонив голову, сложив ее на руки.

Мимика

Различают следующие мимики у ребенка:

  1. Живая – характеризуется улыбкой, человек смотрит прямо в лицо, не отводя глаз.
  2. Подвижная – малыши с такой мимикой излишне болтливы, движения их резкие, размашистые, часто пребывают в “своем мире”.
  3. Скупая – людей этого типа характеризуют тихий голос, монотонная речь, сдержанная жестикуляция.
  4. Развитая – люди с таким типом мимики все свои впечатления и ощущения передают через мышцы лица, будь то съеденный лимон или запах цветка.

Мимика ребенка

Речь ребенка

Через разговор ребенок дает понять, что ему хочется, а чего нет, к чему он стремится, чего хочет добиться тем или иным поведением. Через речь раскрываются мотивы, цели поведения. Характеризуется она следующими параметрами:

Голос:

  • монотонный, однообразный голос говорит о нерешительности в своих действиях;
  • красочный, четкий, громкий и уверенный голос характеризует говорящего как яркую, уверенную в себе личность.

Темп:

  • быстрый – характеризует говорящего как человека, очень увлеченного темой беседы;
  • медленный – как правило, собеседники с таким темпом речи могут менять его на быстрый в нужных местах и легко доносят до окружающих свою мысль.

Разговорчивость:

  • разговорчивый;
  • малоразговорчивый;
  • замкнутый;
  • неразговорчивый.

Лексикон:

  • богатый – красноречивая речь, свойственная начитанному человеку, который может выражаться при помощи множества словоформ;
  • бедный – малый словарный запас, неумение использовать синонимы, омонимы, антонимы.

Воспроизведение мысли:

  • легко, связно – характеризует малыша, который может быстро донести мысль до окружающих, быстро подбирает слова;
  • медленно, трудно – дети с таким типом воспроизведения, как правило, медленно и долго говорят предложения, думая в процессе, что же им еще нужно сказать.

Социальное поведение

Адаптация:

  • быстрая адаптация к новым условиям или людям;
  • медленная адаптация к новым условиям, коллективу.

Установление контакта с окружающими детьми, взрослыми:

  • быстро, вежливо;
  • быстро, фамильярно;
  • медленно, сдержанно;
  • смело, вежливо;
  • осторожно.

Проявление качеств социального поведения:

  • решительность, обращает внимание на себя, показывает свое превосходство;
  • застенчивый, неуверенный, нерешительный;
  • осторожный, скрытный;
  • высокомерный, насмешливый, не подчиняющийся;
  • шутливый, ласковый, веселый;
  • настойчивый, назойливый.

Это основные показатели психического развития малыша. Не старайтесь сделать если вашего крохи человека, которого бы хотелось видеть вам, дайте ребенку быть индивидуальностью. Не ругайтесь и не злитесь, если малыш не может в полной мере постоять за себя, не сравнивайте его с окружающими. Чтобы исправить ситуацию, поговорите, объясните, пользу и важность владения теми или иными качествами.

Читайте также: Развитие ребенка

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Основные показатели психического развития ребенка

<span style="text-align: justify;">Новорожденный малыш – удивительное существо. Хоть он и кажется маленьким, хрупким и беззащитным, младенец в состоянии перенести сильные стрессы. Испытанием является даже его появление на свет, резкая смена обстановки, когда легким нужно делать первые вдохи и работать бесконечно, да и кровеносной системе тоже придется функционировать по-новому. Для крохи все ново, незнакомо, но его психика вполне приспособлена к подобным изменениям, готова развиваться и расти в процессе взросления ребенка.</span>

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Что может причинить ребенку психологическую травму
В мире множество негативных ситуаций. Стоит ли оградить ребенка и поместить его "под колпак"?
image
Сказки на ночь для детей: читаем и сочиняем
Читайте детям сказки - хорошие и разные. Научитесь и сами сочинять сказки. Наша статья о том о том, как важны сказки в общении детей и взрослых.
image
Как бороться с жадностью ребёнка - родительские хитрости, о которых вы не знали!
Ваш ребёнок жадничает? Узнайте, как бороться с детской жадностью проверенными методами.Самое время принимать меры, чтобы потом нежелание делиться не стало психологической проблемой.
image
Лучшие способы помирить поссорившихся детей или Мирись, мирись и больше не дерись.
Дети поссорились? Не паникуйте, читайте лучшие способы решения конфликта. Если же назрел серьезный конфликт, дети кричат, дерутся и не желают мириться, стоит вмешаться взрослым. Почему же дети ссорятся? Давайте рассмотрим самые распространенные причины.
image
Эмоции малышей в картинках
Все мы знаем, что маленькие дети очень эмоциональны, причем спектр их эмоций меняется в считанные минуты: от бурной радости до грусти. Дети очень ранимы, даже безобидными словами или поступками можно их обидеть. Разницу между словами, выражениями лица и жестикуляцией дети начинают распознавать в 2-3 года, в это время за ними очень интересно наблюдать.
image
Как отучить ребенка грызть ногти
У детей, как и у взрослых, существуют вредные привычки: шаркать ногой, ковыряться в носу, накручивать волосы на палец, кусать губы, грызть ногти. Что касается последнего: привычка это или заболевание? В этой статье разберемся, откуда взялась такая тяга - погрызть ногти? Как устранить эту проблему?
image
Польза книг в жизни ребенка

Любой родитель хочет, чтобы их ребенок был начитанным, всеобще развитым, тянулся к новым знаниям, впитывал их как губка. В будущем стал грамотным, успешным человеком, с которым интересно беседовать. Во все времена именно книги были источником нового, интересного, поучительного. В этой статье речь пойдет о том, как привить детям любовь к чтению, как научить воспринимать написанное автором, в чем важность и полезность чтения для детей.

image
Ребенок боится темноты: что делать?
Темнота – один из самих распространенных детских страхов. Что уж скрывать, многие взрослые чувствуют себя некомфортно, сидя в кромешной тьме или проходя по ночной не освещенной улице. Чего боятся дети?- подробнее об этом мы и расскажем в нашей статье.