Основные показатели психического развития ребенка

210
Основные показатели психического развития ребенка

Новорожденный малыш – удивительное существо. Хоть он и кажется маленьким, хрупким и беззащитным, младенец в состоянии перенести сильные стрессы. Испытанием является даже его появление на свет, резкая смена обстановки, когда легким нужно делать первые вдохи и работать бесконечно, да и кровеносной системе тоже придется функционировать по-новому. Для крохи все ново, незнакомо, но его психика вполне приспособлена к подобным изменениям, готова развиваться и расти в процессе взросления ребенка.

Можно выделить следующие основные показатели психического развития ребенка:

  1. Развитие познавательной сферы. Сюда относят воображение, память, восприятие, мышление.
  2. Владение системой навыков (умственных, физических, практических) для обеспечения продуктивной, творческой деятельности.
  3. Становление системы личностных отношений (ценности, эмоции, мотивы, потребности).

Психологический факт – это совокупность знаний, относящихся к уникальной, конкретной жизни личности. Все события, которые происходят в жизни человека, являются психологическими фактами, которые принадлежат конкретно одному человеку и являются его собственностью.

Чтобы лучше понять, что такое психологические факты, нужно учитывать умственное и физическое состояние ребенка.

Педагоги-психологи Русина Н. А., Урываев В. А. отмечают, что для того, чтобы оценить общий уровень психического развития малыша, нужно выявить и учитывать ряд показателей.

Соматотип человека

Учитывается телосложение ребенка и потенциал его физического развития. Выделяют следующие соматотипы:

  1. Астенический. Набирает мало в весе, медленно вытягивается в росте, отличается плохим аппетитом. По телосложению эти дети длинные, худые.
  2. Пикнический. Плотный с массивной грудной клеткой, которая может в будущем перетечь в массивный живот. Конечности и плечевой сустав у людей пикнического телосложения развиты плохо. Часто люди с таким типом страдают ожирением.
  3. Атлетический. Обладает крепким телосложением с развитой мускулатурой. Лицо, как правило, имеет грубые черты, крупный нос и подбородок.

Саматотипы человека

Уровень половой зрелости

Различают:

  1. Маскулинность – сильные черты, характеризующие сильный пол.
  2. Феминность – мягкие черты, характерные для слабого пола.

Тип лица

Лицо может быть:

  • узким или широким;
  • худое или толстое;
  • с мягкими или жесткими, грубыми чертами;
  • с правильным расположением глаз, носа, рта, или с неправильными чертами.

Позы частей тела

Существуют:

  1. Сцепленная поза – пальцы рук соединены между собой.
  2. Расслабленная поза – человек открыт, часто запрокидывает руки за голову, открываясь тем самым еще больше.
  3. Напряженная поза – характеризуется скрещиванием рук и ног.
  4. Подавленная поза – характеризуется закрытостью, подавленным состоянием: ребенок сидит, обняв колени руками, часто наклонив голову, сложив ее на руки.

Мимика

Различают следующие мимики у ребенка:

  1. Живая – характеризуется улыбкой, человек смотрит прямо в лицо, не отводя глаз.
  2. Подвижная – малыши с такой мимикой излишне болтливы, движения их резкие, размашистые, часто пребывают в “своем мире”.
  3. Скупая – людей этого типа характеризуют тихий голос, монотонная речь, сдержанная жестикуляция.
  4. Развитая – люди с таким типом мимики все свои впечатления и ощущения передают через мышцы лица, будь то съеденный лимон или запах цветка.

Мимика ребенка

Речь ребенка

Через разговор ребенок дает понять, что ему хочется, а чего нет, к чему он стремится, чего хочет добиться тем или иным поведением. Через речь раскрываются мотивы, цели поведения. Характеризуется она следующими параметрами:

Голос:

  • монотонный, однообразный голос говорит о нерешительности в своих действиях;
  • красочный, четкий, громкий и уверенный голос характеризует говорящего как яркую, уверенную в себе личность.

Темп:

  • быстрый – характеризует говорящего как человека, очень увлеченного темой беседы;
  • медленный – как правило, собеседники с таким темпом речи могут менять его на быстрый в нужных местах и легко доносят до окружающих свою мысль.

Разговорчивость:

  • разговорчивый;
  • малоразговорчивый;
  • замкнутый;
  • неразговорчивый.

Лексикон:

  • богатый – красноречивая речь, свойственная начитанному человеку, который может выражаться при помощи множества словоформ;
  • бедный – малый словарный запас, неумение использовать синонимы, омонимы, антонимы.

Воспроизведение мысли:

  • легко, связно – характеризует малыша, который может быстро донести мысль до окружающих, быстро подбирает слова;
  • медленно, трудно – дети с таким типом воспроизведения, как правило, медленно и долго говорят предложения, думая в процессе, что же им еще нужно сказать.

Социальное поведение

Адаптация:

  • быстрая адаптация к новым условиям или людям;
  • медленная адаптация к новым условиям, коллективу.

Установление контакта с окружающими детьми, взрослыми:

  • быстро, вежливо;
  • быстро, фамильярно;
  • медленно, сдержанно;
  • смело, вежливо;
  • осторожно.

Проявление качеств социального поведения:

  • решительность, обращает внимание на себя, показывает свое превосходство;
  • застенчивый, неуверенный, нерешительный;
  • осторожный, скрытный;
  • высокомерный, насмешливый, не подчиняющийся;
  • шутливый, ласковый, веселый;
  • настойчивый, назойливый.

Это основные показатели психического развития малыша. Не старайтесь сделать если вашего крохи человека, которого бы хотелось видеть вам, дайте ребенку быть индивидуальностью. Не ругайтесь и не злитесь, если малыш не может в полной мере постоять за себя, не сравнивайте его с окружающими. Чтобы исправить ситуацию, поговорите, объясните, пользу и важность владения теми или иными качествами.

Читайте также: Развитие ребенка

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Основные показатели психического развития ребенка

<span style="text-align: justify;">Новорожденный малыш – удивительное существо. Хоть он и кажется маленьким, хрупким и беззащитным, младенец в состоянии перенести сильные стрессы. Испытанием является даже его появление на свет, резкая смена обстановки, когда легким нужно делать первые вдохи и работать бесконечно, да и кровеносной системе тоже придется функционировать по-новому. Для крохи все ново, незнакомо, но его психика вполне приспособлена к подобным изменениям, готова развиваться и расти в процессе взросления ребенка.</span>

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
О магическом слове НЕЛЬЗЯ
Когда и как нужно приучать ребенка к слову «нельзя» и определенным правилам? – об этом-то мы и поговорим в данной статье.
image
Как научить ребенка говорить?
Многие родители хотят, чтобы их чадо заговорило как можно раньше, но не стоит мыслить общими критериями, ведь каждый ребенок – индивидуален, кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее, но в ваших силах повлиять на этот процесс и помочь чаду сформировать правильную и богатую речь.
image
Системы воспитания детей: опыт мам из разных стран
Система воспитания детей – это не пошаговое пособие для родителей, как сделать из ребенка личность, а совокупность различных методик, занятий, задач. Выбор правильной системы – это очень важный этап в жизни каждой семьи, ведь именно в детстве формируется характер, модель поведения, ценности человека, ошибки в воспитательном процессе могут в дальнейшем обойтись очень дорого. На сегодняшний день систем воспитания и развития детей очень много, каждый ребенок индивидуален, поэтому родителям стоит
image
Компьютерная зависимость у ребенка: советы психолога
В наше высокотехнологичное время чуть ли не с годовалого возраста дети пользуются гаджетами: слушают музыку, смотрят мультики, включенные заботливыми родителями, или просто нажимают на кнопки. По сути, сам по себе компьютер или телефон – это вовсе не вселенское зло, все зависит от того, насколько грамотно вы им распорядитесь. Почему развивается компьютерная зависимость? Чем виртуальный мир так притягателен для детей? – давайте спросим у психологов.
image
Стратегии раннего детства и обучения
Давайте разберем самые популярные стратегии раннего детства и обучения в России. Читать далее...
image
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
Грызть гранит науки порой не под силу даже взрослым, стоит ли требовать излишнего усердия и усидчивости от ребенка? Многие родители хватаются за голову, засыпая ребенка вопросами: «В кого ты такой ленивый?», «Неужели это так сложно понять?», «Почему ты не понимаешь, что учиться нужно?» – естественно, все вопросы остаются без ответа, а ребенок замыкается в себе и таит обиду на недальновидных родственников. А секрет плодотворного общения с чадом прост: просто не будьте равнодушными!
image
Как реагировать на падения ребенка
Все дети падают – кто-то больше, кто-то меньше. Бывает, что падение происходит из-за невнимательности. Это может случиться из-за чрезмерной подвижности или в процессе осваивания первых шагов.
image
Простые шаги к преодолению детской застенчивости
Ваш ребёнок постоянно стесняется? Моделирование ситуаций, общение и обсуждение проблем с ребенком всегда помогает, а доброе слово и ласковая поддержка дает уверенность в своих силах и помогает преодолеть застенчивость!