Буллинг в образовательных организациях

36

Буллинг - немотивированное агрессивное поведение и дискриминация более слабых учеников. Эта проблема актуальна как для учеников, так и для учителей, поскольку в роли агрессора может выступать и сам учитель. Здесь играют роль семейные установки, правила, взаимоотношения между родителями, а также школьная атмосфера.

Факторы, провоцирующие буллинг

Спровоцировать дискриминацию учеников могут следующие моменты:

  • Прилюдное унижение со стороны преподавателя за неуспеваемость или невыполнение домашней работы;

  • Негативные высказывания касательно привычек, внешнего вида или характера;

  • Сомнительные жесты;

  • Откровенное оскорбление школьника.

Среди факторов, способствующих травле, выделяют наличие явного лидера в классе, конфликтную ситуацию между учениками, бездействие со стороны преподавателя при виде ссоры между одноклассниками.

Детский буллинг также может возникнуть из-за невоспитанности ребенка, заниженной самооценки, импульсивного характера поведения, влияния агрессивных компьютерных игр, желания любыми методами сохранять лидерство в коллективе, семейных проблем и отсутствия должного внимания со стороны родителей.

Что же в итоге показывает агрессор? На самом деле в форме буллинга проявляется отнюдь не его сила, а наоборот - неполноценность. Это не попытка руководства, ведь, как известно, держать лидерство может только умный руководитель. Именно поэтому тот, кто целенаправленно желает навредить другому считается человеком, который в свою очередь испытывает ряд психологических проблем, мешающих нормальной социализации.

В каких ситуациях буллинг сводится к минимуму?

Существуют образовательные учреждения, где весьма результативно борются с буллингом и оскорблениями. Обычно это такие места, где:

  • Преподаватели категорически не приемлют любой вид издевательства;

  • Пропагандируют четкие правила поведения в школе, где говорится о том, что нужно терпимее относиться друг к другу, не нападать и не задирать других людей. Правила одинаковы для всех независимо от возраста;

  • Все дети равноправны в глазах преподавателя. Нет так называемых "любимчиков" и "не любимчиков" ;

  • При назревании конфликтной ситуации педагог немедленно пытается урегулировать спор всеми доступными методами;

  • Присутствует терпимость по отношению к окружающим. Все дети разные, следовательно, и уровень развития, социальной адаптации у каждого ученика индивидуальный. Другие дети должны это понимать и относиться доброжелательно.

Буллинг часто происходит демонстративно при наличии сторонних наблюдателей, которые не могут или не хотят противостоять лидеру. В основном это дети, которые следуют устоявшимся правилам поведения в коллективе. Они очень прилежные и не желают становиться непосредственными участниками конфликта. Такие ребята не любят брать на себя ответственность, предпочитая оставаться в стороне.

Самое опасное в буллинге то, что он заразителен. Наблюдатели прекрасно понимают как нелегко приходится потерпевшему, но не вмешиваются дабы не ассоциироваться со слабым звеном. Они считают, что если смотреть на происходящее со стороны, то не нужно нести личную ответственность за проступок, а можно просто подчиниться обществу и быть как все.

Последствия психологического насилия

Как правило, взрослый человек очень хорошо помнит такие моменты даже через десятки лет. Это психологическая травма. На приемах у психолога специалист часто узнает о травле в школьные годы, которая накладывает серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь. Именно поэтому проблему буллинга нельзя замалчивать. С ней необходимо бороться. Прежде всего повлиять на это может преподаватель.

Некоторые рекомендации для педагогов, которые столкнулись с проявлениями буллинга среди учеников:

  • Узнайте о формах буллинга в коллективе и о том, кто задействован в этом конфликте;

  • Проконтролируйте способы поддержки авторитета агрессора, присмотритесь к явному лидеру, дайте ему оценку;

  • Как можно больше говорите с учениками о возникшей проблеме. Это могут быть индивидуальные или коллективные беседы, которые способствуют примирению;

  • Регулярно проводите профилактические беседы с лидером и его ближайшими родственниками, несмотря на очевидные сложности.

  • Проходите курсы переподготовки учителей, направленные на улучшение психологического климата в учебном коллективе.

istockphoto-854198472-612x612.jpg

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

ОШИБКА: поле 'Описание' не задано

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Конкурс Лидеры России 2017 - 2018
В 2017 году в первый раз в истории России был запущен конкурс Лидеры России для отбора квалифицированных управленцев с перспективой работы в государственных органах, министерствах, государственных корпорациях (специальная программа развития кадрового управленческого резерва). Также участникам конкурса прошедшим отбор будут выделяться образовательные гранты в размере 1 млн. рублей, а некоторые счастливчики получат в наставники известных руководителей из бизнеса и государственного управления.