Логопедические упражнения

Хорошая, четкая речь – важное условие для всестороннего развития ребенка. Чем правильнее и богаче его речь, тем проще ему высказать свои мысли, тем больше у него возможностей в познании окружающего мира. Нужно чтобы речь окружающих ребенка людей была образцовой для него, так как речь формирует и общение с взрослыми. Нарушение речи, так или иначе, способно отразиться на поведении и деятельности ребенка. Плохо говорящие дети, осознавая свои недостатки, становятся замкнутыми, нерешительными. Огромную важность имеет четкое произношение звуков, потому что устная речь формирует письмо ребенка. Логопедические упражнения важны для устранения недостатков артикуляции на ранних этапах.

Артикуляционная гимнастика

Взрослые хорошо произносят любые звуки как изолированные, так и в речевом процессе, благодаря развитой подвижности артикуляционного аппарата. У ребенка сила и точность этих движений развивается постепенно, во время речевой деятельности.

Логопедическое обследование часто находит нарушения в строении артикуляционного аппарата и устраняет их с помощью специальных методик артикуляционной гимнастики, позволяя развить, укрепить и усовершенствовать подвижность органов речи. Основная задача артикуляционной гимнастики – выработать правильное движение и определенное положение органов артикуляции, которые нужны для произношения звуков, простых и сложных.

Обычно логопедические упражнения назначаются для тех движений, которые требуются для постановки конкретного звука или которые вовсе нарушены.

Виды артикуляционных упражнений

Логопедические упражнения включают в себя гимнастику для тренировки переключаемости и подвижности артикуляционных органов, отработку положения языка, губ, необходимые для правильного произношения звуков или конкретного звука определенной группы. Логопедические упражнения должны иметь конкретную цель, то есть, значение имеет не их количество, а правильный выбор комплекса занятий, которые помогут целенаправленно устранить проблему. Что именно нарушено у ребенка, должен определить воспитатель.

Подбирая артикуляционные упражнения, нужно учитывать те положения и движения речевого аппарата, которые участвуют в образовании звуков. Вся система артикуляционной гимнастики делится на два типа упражнений: статический и динамический. Все они имеют образные названия. Например, статические упражнения: «Чашечка», «Лопаточка», «Птенчики», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка». Все они состоят в том, чтобы удержать артикуляционную позу в течение 6-15 секунд. К динамическим упражнениям относятся: «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Маятник», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Змейка», «Катушка».

Такие артикуляционные упражнения требуют, чтобы ребенок ритмично повторил артикуляционные движения 6-7 раз, для улучшения координации и переключаемости речевого аппарата.

Приведем примеры таких упражнений: «Чашечка» - учит удерживать язык у верхних зубов в форме чашки;  «Иголочка» - открыв рот, выдвинуть вперед узкий и напряженный язык; «Маятник» - нужно двигать кончик языка то в левый, то в правый угол рта.

Язык является самым подвижным органом. Наибольшей подвижностью обладают кончик языка и его передняя часть, также боковые стороны средней и передней частей. Именно от них и зависит качество звука. Из-за этого артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения, где вырабатываются конкретные положения языка. После отработки каждого положения выполняется упражнение, где нужно переключиться из одного положения в другое, например, «качели» - попеременное движение языка от подбородка к носу. Наименее подвижная часть языка – средняя.

Для отработки подъема средней части используют упражнение «киска сердится». Боковые части языка могут препятствовать прохождению входящей струи воздуха, за счет прижима к внутренней стороне коренных зубов, что позволяет произносить звуки (с, и, э, з, ж, щ, ч), или могут, опустившись, пропускать воздух вбок для произношения звука (л); язык учится сужаться (о, у). Для образования звуков немалую роль играет подвижность губ. Округленные, вытянутые в трубочку или немного выдвинутые вперед губы позволяют произносить звуки (у, о, и, с, з, ц). Нижняя челюсть, опускаясь и поднимаясь, образует носовые и ротовые звуки.

Методика логопедических упражнений 

Целенаправленность занятий поможет подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков. Они подбираются, основываясь на правильной артикуляции звуков. Потому правильнее объединять их в комплексы. Каждый из комплексов готовит конкретный вид движения языка, положение губ, тренирует формирование воздушной струи, то есть все нужные элементы для образования правильного звука.

Артикуляционная гимнастика начинается с тренировки основных движений и положения губ, а затем переходить к отработке особенных упражнений. Проводить ее нужно ежедневно, чтобы приобретенные навыки быстрее закреплялись. Игры для развития речи хорошо подойдут для тренировки артикулярного аппарата. Ведь с их помощью ребенка проще заинтересовать.  Их основа, независимо от названия, заключается в том, что по просьбе воспитателя в игровой форме дети произносят звуки или выполняют артикуляционные упражнения. Скороговорки для развития речи и стихотворения как разновидность игровой артикуляционной гимнастики также будут уместны. Например:

С лодки – на мостик,

С мосточка – к леску

Шустрая такса таскала треску!..

 

Турист оставил термос дома.

Тоска без термоса в лесу!

Туриста догоню я, Тома!

Ему я термос отнесу!

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Логопедические упражнения

Хорошая, четкая речь – важное условие для всестороннего развития ребенка. Нарушение речи, так или иначе, способно отразиться на поведении и деятельности ребенка. Логопедические упражнения важны для устранения недостатков артикуляции на ранних этапах.

Комментарии 7

17.07.2017, 12:29

У нас ребенок занимался с логопедом 4 недели, и за это время они поставили 3 звука. Все очень индивидуально, кому-то надо, а кому-то нет, также все зависит от возраста ребенка, ведь не надо мучить дитя , скажем в 3 или 4 года, а вопрос можно начать заниматься ближе к 6 годам. А вы что думаете? Кто-нибудь знает, что сейчас практикуется в США или Европе?

17.07.2017, 12:32

В 5,5 лет начали заниматься с логопедом. Пара занятий и артикуляционная гимнастика дома и два звука встали. Не думаю, что всем нужен логопед, но гимнастика делает чудеса точно:)
  • 17.07.2017, 12:36

    Vameri, А какие у вас методики и упражнения были?
  • 17.07.2017, 15:09

    Alexsik-a, была гимнастика - упражнения Парус, Чашечка, Гриб, Дудочка, Забор. Физически ставили звук Ш. Логопед с помощью инструментов показывал ребенку как держать язык и держал.
  • 17.07.2017, 15:38

    Vameri, о каких инструментах идет речь? Сколько примерно стояли такие занятия?

Аля 25.07.2017, 17:57

Скороговорки для развития речи и стихотворения как разновидность артикуляционной гимнастики также будут уместны и взрослым ))).

o.ver 03.08.2017, 18:40

Много детей изначально плохо выговаривают букву Р, но с возвратом все встает на свои места, если есть сложность с произношением, то лучше обращаться к специалисту. Нужно больше заниматься с ребенком учить скороговорки, стишки, а также развивать моторику, от этого тоже зависит быстрое развитие речи

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Логопедические упражнения
Хорошая, четкая речь – важное условие для всестороннего развития ребенка. Нарушение речи, так или иначе, способно отразиться на поведении и деятельности ребенка. Логопедические упражнения важны для устранения недостатков артикуляции на ранних этапах.
image
Логопедический садик
В случае, если речь ребенка нуждается в продолжительной коррекции, моет помочь логопедический садик. Деятельность логопедических садов направлена именно на исправление различных речевых проблем малышей. Численность групп в логопедических детских садах обычно не превышает 4-6 групп при наполняемости 10-15 человек.
image
Как проявляется и лечится коклюш у детей?
Коклюш относится к числу острых респираторных заболеваний. Его характерные проявления – постепенно нарастающие приступы спазматического кашля. Чаще коклюш встречается у детей младшего возраста, у которых оно, как правило, протекает в тяжелой форме.
image
Логопедический детский сад
В период развития речи, у деток довольно часто встречаются различные проблемы. Многие дети не могут успешно справиться с произношением новых звуков, ввиду этого позаботиться о правильном формировании речи Вашего малыша стоит заранее. В предотвращении и исправлении проблем речи помогает логопедический детский сад.
image
Логопедические занятия с детьми
Очень важно вовремя распознать и справиться с нарушением речи у ребенка. В этом поможет консультация детского логопеда. Когда стоит обратиться к логопеду и чем он поможет?
image
Логопед для ребенка
Утверждения специалистов таково, что логопед для ребенка — это врач, которого нужно пригласить в семью, где появился и развивается ребенок, первым. Логопед поможет Вашему ребенку правильно развиваться с пеленок и подготовит его к серьезному шагу — поступлению в детский сад, а потом в школу.
image
Учим с ребенком скороговорки
Разучивание скороговорок – одно из любимых занятий малышей и детей старшего возраста. Они не только повышают настроение и дают возможность посмеяться, но и развивают речевой аппарат, усовершенствуют речь, делая ее более понятной, четкой и выразительной.