Дыхательная гимнастика для детей: польза и методы проведения

233
Дыхательная гимнастика для детей: польза и методы проведения

Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок рос здоровым и сильным. Для этого с детства нужно закаливать, оздоравливать малыша. Один из эффективных методов поддержания здорового образа жизни - это дыхательная гимнастика. Многие педиатры настоятельно рекомендуют выполнять данные занятия, особенно малышам, которые часто болеют. В этой статье расскажем, что же такое гимнастика для дыхания, чем она полезна и как ее проводить, чтобы достичь хорошего результата.

Как дышит человек

Кроме регулярных упражнений на дыхание ребенок должен понимать, как устроен человек, как он дышит, зачем нужно дыхание. Малыш должен научиться прислушиваться к себе, своему организму. Покажите ребенку следующие изменения в его организме в процессе дыхания:

  • как шевелятся и меняют положение живот, грудь;
  • как воздух заглатывается и как выдыхается обратно;
  • как и зачем глубоко дышать;
  • как работает сердце при различном темпе дыхания;
  • как дыхание связано с легкими.

Как тренировать дыхание

Дыхательная гимнастика - совокупность упражнений, способствующих развитию дыхательного аппарата, опорно-двигательной системы.

Вдох-выдох - две составляющие дыхания. Но случается так, что не все дети умеют правильно дышать. При неверном дыхании часть воздуха может задержаться в легких. Это может негативно сказываться на здоровье, т. к. кислород не поступает в нужном количестве в кровь, легкие.

Малыши, которые неправильно дышат, отличаются узкой грудной клеткой, у них часто приоткрыт рот, спина сутулая, присуще нервозное состояние.

Почему важно правильно дышать

Правильное дыхание способствует очищению дыхательных путей от лишней жидкости, а это значит, что болезни, связанные с легкими, будут сведены к минимуму.

Также в древности считалось, что при дыхательных упражнениях организм насыщается силами. Это логично: кислород, который попадает в организм, обогащает все внутренние органы, заставляя кровь лучше циркулировать. При этом психологическое состояние человека будет отличным. Как говорится, в здоровом теле - здоровый дух.

Мозг работает лучше, если использовать такое упражнение, как переменный вдох-выдох через левую и правую ноздрю.

У людей, которые правильно дышат или используют дыхательную гимнастику, лучше развита выносливость, они легче переносят физические нагрузки. Кардио и физические нагрузки не приносят дискомфорта, легкоатлетические элементы даются легко.

Видео: Учим ребенка дыхательной гимнастике

Польза гимнастики для дыхания

Дыхательная гимнастика поддерживает хорошее здоровье, физическое состояние, излечивает от многих болезней. Какие органы могут излечиться или укрепиться, если регулярно выполнять гимнастику для дыхания:

  • мозг, сердечная и нервная системы;
  • мышцы брюшной полости;
  • тонус мышц носоглотки;
  • хорошая работа желудка, кишечника, улучшается пищеварение;
  • профилактика болезней дыхательных путей;
  • отсутствие головных болей;
  • снижение напряжения голосовых связок, закалка горла;
  • насыщение крови кислородом;
  • правильная осанка;
  • с выдохом уходят вредные вещества;
  • умение медленно выдыхать помогает справиться с волнением, стрессовыми ситуациями;
  • профилактика бронхитов и болезней бронхов и легких;
  • помощь при бронхиальной астме;
  • развитие речевого аппарата - благотворно влияет на умение правильно управлять звукопроизношением, четко выговаривать буквы, звуки и слоги;
  • повышение общего тонуса организма, укрепление иммунитета, усиление сопротивляемости организма к болезням и бактериям;
  • избавление от аллергических реакций.

Дыхательная гимнастика не может заменить прием лекарственных препаратов в пик болезни. Если врач прописал медикаменты, нельзя самовольно отменить их прием и начать “лечиться” упражнениями по дыханию.

Дыхательная гимнастика выполняется, когда малыш здоров или не находится в острой форме болезни. Упражнения направлены на укрепление иммунной системы, профилактику и помощь в лечении.

Основные виды дыхательных упражнений

К основным видам дыхательных упражнений относится:

  • нижнее-брюшное (диафрагмальное) - в полной мере происходит “зарядка” нижней части легких, немного вентилируется средняя часть легких (задействована только диафрагма, грудная клетка остается без изменений);
  • среднее (реберное) - задействованы диафрагма, грудная клетка и межреберные мышцы;
  • верхнее (ключичное) - происходит вентиляция верха легких (задействованы ключицы и плечи, грудная клетка при данной методике находится без изменений);
  • смешанное (полное дыхание йогов) - включает все виды упражнений, “зарядка” происходит для всех частей легких.

Рекомендации для проведения дыхательной гимнастики

В силу своего возраста дети не могут самостоятельно правильно выполнять дыхательную гимнастику, поэтому рекомендуется делать упражнения только в присутствии взрослых, чтобы не навредить организму.

Как правило, упражнения по дыхательной гимнастике проходят в игровой форме. Следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • приступать к занятиям, только если ребенок спокоен и не раздражен;
  • начинать занятия, когда ребенок бодр, здоров, готов играть, выполняя все правила;
  • все упражнения должны проходить в спокойном ритме, чтобы избежать травм;
  • нельзя резко вдыхать и выдыхать;
  • вдох делать только носом;
  • ребенок и его тело должно быть спокойным и расслабленным;
  • не делать гимнастику перед сном, т. к. упражнения могут привести ребенка к излишней активности;
  • помещение должно быть хорошо проветрено;
  • упражнения делать 1-2 раза в день, на протяжении 10-20 минут, в зависимости от возраста ребенка;
  • для детей двух-трех лет начать стоит с одного-двух упражнений, далее добавлять остальные;
  • после сеанса упражнений устраивать перерыв;
  • нельзя заниматься на голодный желудок, это может стать причиной недомогания и головокружения;
  • приступать к дыхательным упражнениям не ранее, чем через 40 минут после еды.

Следует немедленно прекратить занятия, если ребенку стало плохо, кожные покровы побледнели или покраснели, участилось дыхание, сердцебиение, началась дрожь в теле. Малыш жалуется на головную боль, отсутствие чувств в ногах и руках. Такие признаки объясняются гипервентиляцией легких. Детям, страдающим бронхиальной астмой, заниматься рекомендуется в присутствии специалиста.

Чтобы снять напряжение, нужно погрузить лицо малыша в его ладони, сложенные “лодочкой”. Так усталость и напряжение быстрее пройдут.

Противопоказания для упражнений по дыхательной гимнастике

Существует ряд условий, при которых нельзя делать дыхательную гимнастику даже с целью поддержания лечения:

  • порок сердца - излишняя нагрузка на сердце, может негативно сказаться на здоровье;
  • болезни ОРВИ - при острых респираторных вирусных инфекциях в стадии лечения нельзя заниматься дыхательной гимнастикой и разгонять кровоток (нужно дождаться полного выздоровления, тогда только можно поддерживать и укреплять иммунитет);
  • заболевания легких в острой форме - также следует дождаться полного выздоровления, иначе перегрузка легких может спровоцировать продолжение или новый пик болезни.

Гимнастика для дыхания

Для детей 1-2 лет

Совсем маленькие дети не способны правильно выполнить упражнения по дыхательной гимнастике, поэтому можно выполнять с ними следующие элементарные действия:

  • “Нюхать цветы” (дайте малышу понюхать цветок или что-то, что имеет приятный и не сильный аромат, вдыхать следует медленно через нос, выдыхать также медленно через рот, выдувается весь воздух, щеки малыша не должны надуваться);
  • “Мыльные пузыри и воздушные шары” (это очень интересное занятие для ребенка, следите, чтобы вдохи и выдохи у малыша были не резкими);
  • “Разогнать тучи” (нарисуйте на листе бумаги солнце, вырежьте тучи и облака, наложите тучки на солнышко, попросите малыша подуть на них, сложив губы трубочкой, тучки улетят и солнышко будет весело светить);
  • “Задуть свечку” (вырежьте торт и свечу, попросите малыша загадать желание и задуть свечу, ребенок делает глубокий вдох носом и выдувает воздух через рот);
  • “Одуванчик” (попросите малыша изо всех сил подуть на одуванчик так, чтобы разлетелись белые пушинки);
  • соревнования (выложить на стол 2 фломастера, на один фломастер дует ребенок, на другой - вы, чей фломастер быстрее “добежит” до конца стола и упадет, тот и победил);
  • “Снегопад” (на нитку повесить вырезанные из бумаги снежинки, лицо ребенка должно быть на расстоянии 10 см от нитки, попросите ребенка сильно подуть на снежинки, устроить танец снежинок).

Для детей 2-4 лет

После двух лет можно добавить новые упражнения:

  • “Пчела” (покажите малышу нарисованную пчелку, ребенку нужно озвучить пчелу сказав “Зззз”, или “Жжж”);
  • “Заблудились в лесу” (ребенок должен сложить руки у рта, далее прокричать “Аууу”, поворачивая при этом голову в разные стороны);
  • “Водолаз” (нужно разыграть игру в водолаза, который достает клад со дна моря, при этом ребенок должен глубоко вдохнуть через нос и задержать дыхание настолько, насколько это возможно).

Упражнение “Ежик”

Упражнение “Насос”

Упражнение “Петух”

Также дыхательную гимнастику крайне полезно выполнять на улице. В организм поступает много воздуха, что благотворно сказывается на обогащение крови кислородом.

Дыхательная гимнастика по Бутейко

Метод физиолога Бутейко Константина Павловича подразумевает под собой умение практического ограничения вдоха-выдоха. Дыхательные упражнения по Бутейко применяются при бронхите, астме, аллергии, стенокардии. По мнению ученого, при глубоком вдохе значительно снижается объем углекислого газа, недостаток которого может вызывать некоторые болезни.

Чтобы поддерживать углекислый газ в нужном количестве, Константин Павлович предлагает использовать дыхание поверхностно. Вдох должен продолжаться 2-3 секунды, выдох-3-4 секунды. Временные задержки между вдохами должны занимать довольно долгое время. При этом погут появиться неприятные ощущения во-время упражнений, нехватка воздуха, возможно даже обострение болезней. Но спустя некоторое время регулярных тренировок, на смену болезням придет выздоровление.

Дыхательная гимнастика по Бутейко

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Метод Александры Николаевны Стрельниковой - оперной певицы, педагога, подразумевает особую систему вдоха. Самому процессу дыхания тут уделяется меньше внимания. При обычном вдыхании грудная клетка раскрыта. По методу Стрельниковой грудная клетка, напротив, сжата, это связано с положением тела при выполнении упражнений. В большинстве ее заданий поза человека должна быть сжатой, закрученной, с перекрещенными руками. Помогает такой метод при сахарном диабете, пневмонии, невралгии, бронхиальной астме.

Методы дыхательной гимнастики по Стрельниковой:

“Ладошки”

Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3-5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.

Упражнение “Ладошки”

“Погончики”

Ребенок встает прямо, отпускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.

Упражнение “Пагончики”

“Насос”

Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Упражнение “Насос”

Видео: Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н.

Видео: Дыхательная гимнастика для детей

Читайте также: Гимнастика для грудничков

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Дыхательная гимнастика для детей: польза и методы проведения

<span style="text-align: justify;">Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок рос здоровым и сильным. Для этого с детства нужно закаливать, оздоравливать малыша. Один из эффективных методов поддержания здорового образа жизни - это дыхательная гимнастика. Многие педиатры настоятельно рекомендуют выполнять данные занятия, особенно малышам, которые часто болеют. В этой статье расскажем, что же такое гимнастика для дыхания, чем она полезна и как ее проводить, чтобы достичь хорошего результата.</span>

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Первое путешествие мамы и малыша в сопровождении «Агуша» и ŠKODA

Для мамы и папы рождение ребенка это одно из главных событий. С ним связано множество подготовительных мероприятий – покупка вещей, мебели, оформление детской и, конечно, планирование поездки из роддома домой. Родители стремятся сделать эту дорогу комфортной и безопасной. Новый проект компании «Агуша» в паре со ŠKODA AUTO Россия создан для помощи семье. Мамы двух городов – Москвы и Санкт-Петербурга, могут получить в подарок такую поездку на новом автомобиле, оснащенном автомобильным креслом для младенцев и под управлением специалиста.

image
Рейтинг детских автокресел (ТОП 5 производителей)
По статистике, примерно в каждой третьей семье есть собственный автомобиль, однако далеко не все люди, имеющие маленьких детей, покупают детские автокресла. Кто-то не видит в этом смысла, кто-то считает, что удобнее и безопаснее ребенку будет у мамы на руках. Давайте подробнее поговорим о правильном выборе автокресла для вашего ребёнка.
image
Шубой из какого меха пополнить гардероб?
Верхняя одежда из натурального меха не может быть плохой. Его разновидностей существует множество и каждый из них обладает определенными свойствами. Чтобы определиться с выбором, нужно хоть немного разбираться в них.
image
Как выбрать детский шампунь: критерии и обзор производителей
Забота о здоровье малыша – первостепенная задача для каждой любящей мамы. На рынке детской косметики представлен огромный выбор кремов, лосьонов, шампуней, так что выбирать приходится тщательнее и осмотрительнее. В этой статье мы поговорим о выборе детского шампуня.
image
Какие места занимает Россия в рейтинге по результатам оценки классов?
Разные международные агентства проводят свои исследования уровня образования по странам. Итог – рейтинг по результатам оценки классов средней школы. Ниже проанализируем исследования TIMSS, PISA и PIRLS.
image
Правила гигиены для школьников

Существенной частью физического развития и культурного воспитания детей является процесс привития гигиенических навыков. Следование правилам гигиены для школьников – это способ защиты от болезней, залог укрепления и сохранения здоровья.

Для чего нужно соблюдать гигиену

image
Материнский капитал – 2015
Ходят слухи, что материнский капитал могут отменить в 2015 году. Согласно официальным данным, эта программа рассчитана на 10 лет, поэтому завершающим годом станет 2016, а значит, ни о какой отмене в 2015 нет и речи.
image
Кашель у детей
Большинство простудных заболеваний сопровождается кашлем. Кашель - это рефлекторная реакция, направленная на устранение какого-либо препятствия в дыхательных путях. Он возникает при раздражении особых рецепторов, заложенных в слизистой оболочке глотки, гортани...