Места, которые занимает Россия в рейтинге по результатам оценки образования

171
Места, которые занимает Россия в рейтинге по результатам оценки образования

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

фото рейтингов стран мира по уровню образования

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом. Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

№пп

Наименование рейтинга стран мира

ТОП-5

Место России

1

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

34

2

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

3

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

34

4

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

2

5

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

1 и 4

6

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

2

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Места, которые занимает Россия в рейтинге по результатам оценки образования

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Программа воспитания и обучения детей в детском саду
Программа воспитания и обучения детей в детском саду для средней, старшей и подготовительной группы детского сада
image
Рейтинг детских автокресел 2017 - 2018 годов
Безопасность ребенка в автомобиле зависит не только от умений и навыков водителя, обстановки на дороге, но и от средств личной безопасности. Рейтинг автокресел 2017-2018 годов позволяет выбрать наиболее подходящее устройство.
image
ТОП-10 рейтинга детских больниц Москвы 2017
В столице насчитывается около 30 государственных учреждений, в которых можно вылечить ребенка. Рейтинг детских больниц Москвы в 2017 году выглядит следующим образом.
image
Рейтинг детских автокресел (ТОП 5 производителей)
По статистике, примерно в каждой третьей семье есть собственный автомобиль, однако далеко не все люди, имеющие маленьких детей, покупают детские автокресла. Кто-то не видит в этом смысла, кто-то считает, что удобнее и безопаснее ребенку будет у мамы на руках. Давайте подробнее поговорим о правильном выборе автокресла для вашего ребёнка.
image
Обучение и воспитание детей
Воспитание ребенка является серьезным и ответственным процессом, от его качества зависит будущее Вашего ребенка и, кстати, всего нового поколения. Вы должны знать, что обучение и воспитание детей как дисциплина подразумевает под собой широкий радиус тем...
image
Рейтинг школ Москвы 2017: ТОП-10 из полного списка от Департамента образования
В официальный рейтинг школ Департамента образования г. Москвы 2017 года входит 170 школ столицы. Он составляется на основе конкретных показателей учащихся, сюда не входят условия обучения. Поэтому родители могут выбирать учреждение, исходя из того уровня знаний и навыков, которые может получить ребенок во время обучения.
image
Рейтинг детских садов Москвы 2017: ТОП-7 по разным видам оценок
Если школьные учебные заведения имеют объективные оценки по результатам экзаменов, олимпиад, поступлений в ВУЗы, рейтинг детских садов Москвы 2017 года носит субъективный характер. Все дошколята обязательно пойдут в первый класс, им нет необходимости сдавать государственные экзамены, для них не предусмотрено какое-то объективное оценивание уровня знаний и навыков.
image
Какие места занимает Россия в рейтинге по результатам оценки классов?
Разные международные агентства проводят свои исследования уровня образования по странам. Итог – рейтинг по результатам оценки классов средней школы. Ниже проанализируем исследования TIMSS, PISA и PIRLS.