Места, которые занимает Россия в рейтинге по результатам оценки образования

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.
Зачем составляются?
Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.
Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.
Некоторые данные
Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом. Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.
Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).
Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:
- Китай – чуть более 15%;
- Индия – около 6%;
- Южная Корея – 3,5-3,7%;
- Германия – 2,6-2,8%.
Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:
- Бизнес – 22-23%;
- Инженерное дело – 14-15%;
- Гуманитарные науки – 14-15%;
- Право, социология – 12-13%.
Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.
Какие рейтинги?
Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:
ТОП-5 по разным системам оценивания
№пп |
Наименование рейтинга стран мира |
ТОП-5 |
Место России |
1 |
Уровень образования
|
Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия |
34 |
2 |
Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION |
Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт |
194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова) |
3 |
Эффективность национальных систем образования |
США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция |
34 |
4 |
Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)
|
Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия |
2 |
5 |
Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов) |
Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия, |
1 и 4 |
6 |
Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов) |
Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция |
2 |
Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?
Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:
- Образование;
- Наука;
- Интернационализация;
- Коммерциализация.
Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.
Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.
Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.
Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.







Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.