Адаптация ребенка в детском саду

140
Адаптация ребенка в детском саду

Родители задаются вопросами, в каком возрасте лучше отдать малыша в детский сад, чтобы период привыкания прошел как можно безболезненно для ребенка и для мамы? Как ускорить процесс адаптации, если не все пошло гладко? Это важные вопросы, ведь детский сад, а дальше и школа, будут вторым домом для вашей крохи. Именно в этих учреждениях из маленького малыша ваш сын или дочь вырастают во взрослого, самостоятельного человека со своими желаниями, способностями и взглядами на жизнь. Заложить эти взгляды поможет устойчивая психика, умственное развитие и хорошее физическое здоровье. Все эти факторы складываются, в том числе, из правильной адаптации.

По каким причинам родители отдают ребенка в детский сад:

  • маме нужно выходить на работу;
  • родители хотят, чтобы дочь или сын социально развивались и общались со сверстниками;
  • родители устали от неугомонного малыша;
  • сад способствует формированию правильного режима дня и готовит к школе;
  • ребенку скучно дома.

Это основные причины, почему родители отдают ребенка в детский сад. Если мама планирует выйти на работу как можно раньше, то отдать в сад свое чадо нужно еще раньше, чтобы период адаптации и привыкания к новой жизни у малыша прошел рядом с мамой. Когда маленький человечек освоится, в сад могут водить и другие родственники. Но эти случаи индивидуальны. Некоторые дети, напротив, легче и проще идут в группу, если их привел папа. С папой расставаться не так грустно, как с мамой.

Как поступать в той или иной ситуации, чтобы адаптация была гладкой и менее травматичной, родители должны поинтересоваться заранее.

Следует изучить основные проблемы, с которыми сталкиваются маленькие дети, переступив порог детского сада. А также пути решения, казалось бы, безысходных проблем.

Что такое адаптация

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Иными словами, способность чего-либо живого приспосабливаться к новой среде.

Адаптация к детскому саду, забирает много сил и энергии малыша. Также резко меняются привычные ситуации, с которыми ребенок знаком с рождения:

  • любимой мамы нет рядом, некому пожаловаться, от этого становится еще обиднее;
  • появился непонятный распорядок дня, нужно сидеть и есть, когда этого совсем не хочется, или нужно лежать и спать, когда хочется играться;
  • много детей, с которыми нужно взаимодействовать, дружить, а иногда отстаивать свои права;
  • слишком много народа и шума;
  • общие игрушки.

Из-за психологической травмы и стресса поведение ребенка может измениться до неузнаваемости и привести к:

  • плохому сну;
  • плохому аппетиту;
  • потере навыков, которые раньше давались легко (самостоятельное одевание, самостоятельный прием пищи);
  • отсутствию интереса к новому (игрушкам, играм, книгам);
  • чрезмерной агрессивности или апатии;
  • ухудшению иммунитета.

Со временем, когда происходит знакомство с садом и привыкание, проблемы исчерпывают себя, все приходит в норму.

Степени адаптации

Детские психологи выделяют 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. У каждого ребенка адаптация проходит по-разному. Это зависит от характера, потребностей и способности подстраиваться под окружающую среду.

Легкая адаптация

Время, за которое ребенок привыкает и вливается в новый коллектив, занимает от 2 до 4 недель. Легкая адаптация характеризуется следующим поведением:

  • заходит в группу бодро, без слез, с легкостью прощается с родителями;
  • идет первым на контакт с ровесниками или быстро подключается к игре;
  • может обратиться к воспитателю с просьбой;
  • признает критику и похвалу со стороны воспитателя;
  • легко привыкает к новому распорядку (еда, сон, прогулка по расписанию);
  • рассказывает родителям как прошел день.

Средняя степень адаптации

Если адаптация протекает средне, то период привыкания занимает, как правило, 6-8 недель. Средняя степень адаптации характеризуется:

  • трудным расставанием с мамой, при входе в садик плачет;
  • быстро отвлекается на игру и успокаивается;
  • с настороженностью относится к воспитателю и сверстникам, но на контакт идет;
  • рассказывает как прошел день, но проявляет желание не ходить больше в сад.

Тяжелая степень адаптации

Эта степень проявляется крайне редко, но все же имеет место быть, она может занимать от 2 месяцев до нескольких лет. Дети проявляют чрезмерную агрессию или же замыкаются в себе. Бывают случаи, что ребенок совершенно не может приспособится к коллективу и новой обстановке, тогда для его психики лучше не посещать это учреждение. А родителям стоит сделать все возможное для исправления ситуации. Для таких детей характерно следующее поведение:

  • слезы и истерики при подходе к детскому саду;
  • малыш не может успокоиться долгое время, родителям приходится его забирать;
  • нежелание принимать пищу, спать или играть;
  • неадекватное поведение на просьбы воспитателя и сверстников;
  • реакция на замечания воспитателя – слезы или испуг;
  • агрессия или замкнутость.

При тяжелой степени адаптации поможет детский психолог, невролог, разговоры с ребенком и постепенное приучение его к коллективу. Детский мини-сад, где ребенок остается всего на пару часов или развивающие кружки, где находиться можно даже с мамой, отлично ему в этом помогут.

Что влияет на степень адаптации малыша

На степень адаптации ребенка влияет:

  • возраст ребенка;
  • здоровье ребенка;
  • социализация или общительность;
  • речевые навыки;
  • умственное (психологическое) развитие (воображение, интеллект, память).

Возраст

Детские психологи и воспитатели считают что наиболее оптимальный возраст для похода в детский сад – это 3 года. Ребенок становится более самостоятельным, довольно хорошо разговаривает, умеет налаживать отношения с ровесниками, не зависит от мамы. Бывает такое, что в этом возрасте дети сами просятся в сад. Им так хочется быть похожими на папу, который уходит рано на работу, у которого есть свои обязанности.

Как правило, в 3 года ребенок умеет одеваться сам, хорошо пользуется приборами, нет проблем с туалетом, умеет самостоятельно засыпать. Это также влияет на комфортное пребывание в детском саду.

Здоровье

Детки, страдающие серьезными заболеваниями, такими как астма, диабет, испытывают более сильную потребность в родителях и нежелание идти в сад. Малышам с плохим иммунитетом, которые часто болеют, требуются меньшие физические нагрузки. В саду они заражаются различными инфекционными заболеваниями, чаще появляется простуда и без того низкий иммунитет страдает еще больше.

Социализация

В детском учреждении нужно уметь находить общий язык со взрослыми (воспитателями) и с другими детьми. Ребята, у которых круг общения складывается не только из родственников, быстрее привыкнут к новому обществу. У них не возникает проблем в поддержании диалога, они более открыты и общительны.

Детки, меньше контактирующие с незнакомыми людьми, будут испытывать неудобства при общении с преподавателями и другими малышами. Это может послужить нежеланию идти в сад.

Большую роль играют воспитатели. Грамотный специалист разговорит и расшевелит, любого малыша, главное – найти нужные пути подхода к замкнутой крохе.

Речевые навыки

Если вы считаете, что ваш ребенок говорит намного хуже ровесников, обязательно проконсультируйтесь с воспитателем, психологом и логопедом. Если большинство детей в группе имеют хорошую речь, вашей “белой вороне” будет тяжело влиться в коллектив. Его не будут понимать, возможно, даже будут насмешки. В таком случае следует ходить в логопедическую группу или специальный детский сад.

Психологическое развитие

Отклонение от средних норм умственного развития может негативно сказываться на адаптации малыша в саду. Например: “Все дети могут собрать пирамидку, а я нет”, может стать одной из причин нежелания ходить в сад.

Для этого, перед поступлением в ДОУ, малыш проходит медицинскую комиссию, чтобы проверить не только физическое здоровье, но и психологическое развитие. Для детей с малым уровнем по этому критерию проводят комплекс коррекционных занятий.

Также не совсем хорошо, если ребенок слишком преуспевает в умственном развитии в свои годы. Это может повлиять на сложности в налаживании коммуникации с другими детьми.

Психологическая подготовка ребенка к саду

Можно придерживаться следующих моментов:

  1. Объясните ребенку, что детский сад – это дом, где детки играют и учатся. Тут весело и интересно. Воспитатели – это помощники и учителя для малышей, готовые всегда прийти на помощь. Сюда ходят много деток, которые станут настоящими друзьями. А иметь друзей очень здорово. Можно посмотреть мультики на тематику детского сада, дружбы.
  2. Приведите пример, что детский сад – это как настоящая работа. Папа ходит на работу, а ребенок – в детский сад. Папа вечером готовит одежду, которую оденет на работу, берет с собой перекус. Пусть малыш подражает папе.
  3. Рассказывайте, что в садике принято жить по распорядку дня: зарядка, завтрак, свободное время на игры и прочее. Расскажите, почему распорядок важен и нужен в жизни каждого человека.
  4. Объясните, что воспитателей мало, а детей много. И если малыш, что-то захочет, нужно будет терпеливо подождать или напомнить о своей просьбе чуть позже.
  5. Проходя мимо детского сада, беседуйте с малышом, рассказывайте, что он тоже скоро пойдет туда играть с детишками и обучаться.
  6. Покажите свои детские фотографии с утренников, праздников. Возможно, у вас остались стихи к новому году, которые вы рассказывали на ёлке.
  7. Старайтесь, чтобы ребенок больше общался с ровесниками и взрослыми людьми.
  8. Если есть сомнения в социализации малыша, запишитесь на развивающие занятия. Там, как правило, маленькие группы. Или узнайте в своем будущем саду о подготовительных группах. Ребенок привыкнет к дороге до детского сада, к зданию и помещениям.

Какие умения и навыки развить перед походом в детский сад

Если вы собираетесь отдавать малыша в детский сад, стоит начать готовиться заранее, чтобы ребенок пошел туда подготовленным и многие бытовые вопросы не вызывали проблем. Если даже отношения с этим учреждением не сложатся, полученные умения будут только на пользу:

  • самостоятельно раздеваться и одеваться;
  • самостоятельно ходить в туалет, отпрашиваться;
  • пользоваться столовыми приборами, знать этикет;
  • есть пищу, которую предложат;
  • поддержать разговор с ровесниками, играть в сюжетно-ролевые игры;
  • воспринимать и слушаться взрослого.

Чего нельзя делать и говорить ребенку про детский сад:

  • нельзя пугать ребенка детским садом, воспитателем;
  • нельзя убегать от ребенка, особенно если он плачет в детском саду;
  • нельзя оставлять ребенка одного дома против его воли;
  • нельзя манипулировать ребенком “если пойдешь в сад – куплю игрушку”.

Что нужно делать и говорить ребенку при прощании в детском саду:

  • если малышу требуется больше времени на прощание с вами, приходите в сад раньше, чтобы не пришлось впопыхах убежать и бросить плачущего кроху;
  • не скупитесь на объятия и поцелуи при расставании;
  • придумайте какой-нибудь обряд прощания;
  • берите в сад любимую игрушку малыша;
  • спрашивайте как прошел день, чем занимались.

Желаем вам и вашему ребенку быстрой и легкой адаптации!

Читайте также: Логопедический детский сад

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Адаптация ребенка в детском саду

<div style="text-align: justify;"><span style="font-family: &quot;Times New Roman&quot;, serif; font-size: 12pt;">Родители задаются вопросами, в каком возрасте лучше отдать малыша в детский сад, чтобы период привыкания прошел как можно безболезненно для ребенка и для мамы? Как ускорить процесс адаптации, если не все пошло гладко? Это важные вопросы, ведь детский сад, а дальше и школа, будут вторым домом для вашей крохи. </span></div>

Комментарии 0

Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.

Смотрите также
image
Эффективные игровые материалы для старшей подготовительной группы
Для полноценного развития дошкольников должны быть в саду игровые материалы и наборы для старшей подготовительной группы.
image
Коррекционные детские сады: их виды и порядок оформления
Посещение детского сада предстоит практически каждому ребенку, но далеко не каждого из них принимают в обычное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Есть малыши с определенными проблемами здоровья. Для них существуют коррекционные детские сады. Разработанные программы таких заведений устраняют проблемы со здоровьем, помогают чадам адаптироваться, правильно развиваться, учиться налаживать контакт и обучаться на уровне с другими детьми.
image
Уголки природы в детских садах: задачи, требования к оформлению и содержанию
Создание уголка природы в группе детского сада. Требования к оформлению уголка природы в детском саду.
image
Лайфхаки для родителей детсадовцев
Родителям дошколят часто нужно понять, как улучшить настроение и самочувствие ребенка в детском саду. Кто-то не хочет есть, кто-то спать - как помочь крохе? Советы для мам и пап в статье.
image
Адаптация ребенка в ДОУ
Собираясь в детский сад, каждая мама мечтает о том, что ребенок, помахав ручкой, весело пошагает в группу играть с новыми детьми и игрушками. Такое возможно, только до того времени пока он не осознает что остался без мамы. Но чаще всего расставание с мамой болезненное, ребенок цепляется за маму и плачет.
image
Какие должны быть стенды для детского сада?
Наличие стендов с информацией в детском саду обязательно. Существуют требования к оформлению стендов для родителей в детском саду.
image
Наблюдения в детском саду
Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
image
Как выбрать название групп в детском саду?
Название групп в саду для детей должны быть интересными. Предпочтительней подобрать названия групп в детском саду по возрасту.