Тесты готовности ребенка к школе в 6-7 лет
Учеба в школе для вчерашнего детсадовца – новый большой этап в жизни. Если вы переживаете за психологическую готовность чада – протестируйте его. Тестирование проходит быстро и будет интересно самому ребенку, потому что проводится в игровой форме.
Что покажут тесты
6-7 лет – ответственное время для ребенка. Он готовится к обучению в школе и от успешной подготовки зависит, будет ли он легко зачислен в первый класс. Для оценки психологической готовности специалисты разработали тесты, доступные всем родителям.
Тестирование проводят в интересной для ребенка игровой форме. Обычно тестирование представляет собой вопросы, которые задаются ребенку для оценки его способностей. Результаты показывают:
- насколько ребенок готов соответствовать требованиям учебного процесса;
- слабые места, над которыми нужно поработать.
Особенно полезно тестирование для родителей дошколят, которые родились зимой. По результатам станет ясно стоит ли отдавать малыша в школу в 6,5 лет или подождать еще год.
Тест на психосоциальную зрелость
Данный тест представляет собой большой опросник. Распечатайте вопросы и пусть ребенок сообщит вам:
- Имя, отчество, фамилию.
- Имя, отчество, фамилию для родителей.
- Свой пол сейчас и когда вырастет – дядя или тетя?
Далее спрашиваете ребенка:
- Есть ли в вашей семье другие дети? Если да, кто старше?
- Какого он возраста сейчас? Сколько лет ему исполнится в следующем году? А еще через год?
- Что сейчас – утро или вечер?
- Когда он завтракает – по утрам или по вечерам? А когда обедает – по утрам или днем?
- Что мама готовит раньше – обед или ужин?
- Где его место жительства? По какому адресу он живет?
- Профессии родителей?
- Нравится ли ему рисовать? Какого цвета предмет (что-то показать ребенку)?
- Какое у нас время года? Почему?
- В какую пору года дети катаются на санках?
- Почему летом нет снега?
- Что делают представители этих профессий: учитель, доктор, почтальон?
- Хочется ли ребенку начать посещать школу?
Далее показывайте и сравнивайте:
- Попросите ребенка показать ухо с правой стороны, глаз с левой стороны и назвать, для чего на лице уши и глаза.
- Попросите перечислить животных, которых он знает.
- Попросите перечислить птиц, которых он знает.
- Поинтересуйтесь, какое животное больше – коза или корова? Кто больше – оса или воробей? Кто имеет больше лап – кошка или курица?
- Сравните два числа – 9 и 6, 8 и 4, какое больше? Пусть посчитает от 4 до 8, от 9 до 4.
- Попросите назвать, что требуется сделать, если вдруг без злого умысла сломал чью-то вещь.
Как оценивать ответы:
Если ребенок дал верный ответ начисляйте один балл (в том числе за подвопросы), за неполный ответ – 0,5 балла.
Как вы оцениваете результаты:
- 15-20 баллов – ребенок слабо готов к обучению в школе в психосоциальном плане;
- 20-24 – неплохой уровень подготовки;
- 24-29 – хороший уровень.
Трехступенчатый тест для дошколят
Большой тест, состоящий из четырех этапов, позволяет оценить подготовку в комплексе. Тестирование покажет:
- насколько в целом психически развит ребенок;
- сильно ли развито мышление;
- насколько хорошо ребенок слушает взрослых;
- насколько успешно он выполняет задания по образцу.
Часть первая – рисуем человека
Задание: выдать ребенку лист и предложить нарисовать любого дядю как он умеет. Наблюдать за процессом молча, не давая подсказок.
Как оценивать результаты:
- 1 балл – мужская фигура с соответствующей одеждой, есть части адекватного размера, голову и туловище объединяет шея, соблюдаются пропорции тела, на голове есть уши и волосы (может быть головной убор), детально прорисовано лицо, есть пальцы рук, ступни смотрят налево и направо (1 балл начисляете за синтетический метод рисования, когда конечности вырастают из туловища, а не прикрепляются к нему);
- 2 – все нарисовано как описано выше, но не синтетическим методом или выбран синтетический метод, но при прорисованном лице отсутствуют детали;
- 3 – присутствует голова, конечности (допустима прорисовка двумя линиями), торс, могут быть не прорисованы детали – ступни, пальцы, уши, волосы, шея, может не быть одежды;
- 4 – торс и голова выглядят примитивно, нет прорисованных конечностей;
- 5 – торс нечеткий, отсутствуют конечности, вместо рисунка каракули.
Часть вторая – перерисовать точки
Задание: подготовить образец для срисовывания. На лист бумаги нанести десять точек так, чтобы расстояние между точками вертикально и горизонтально не отличалось.
Как вы оцениваете результаты:
- 1 балл – образец воспроизведен точно или немного отклонен от столбца или строчки, рисунок уменьшен, но не увеличен;
- 2 – точки расставлены точно так, как на рисунке или есть небольшое отклонение, не считается ошибкой, если вместо точек стоят кружки;
- 3 – рисунок напоминает образец, менее чем в 2 раза увеличен по ширине или в высоту, возможно развернут на 180 градусов, количество точек 7-20 штук;
- 4 – есть точки, но не так как в образце;
- 5 – вместо рисунка изображены каракули.
Часть третья – скопировать фразу
Задание – дайте ребенку лист с написанной прописными буквами любой фразой, которую составляют три слова. Начало фразы – слово, написанное с большой буквы. Попросите ребенка переписать по образцу.
Как вы оцениваете результаты:
- 1 балл – образец воспроизведен полностью, буквы увеличены не более чем вдвое, фраза начинается с заглавной буквы, есть три слова, расположены горизонтально или близко к горизонтали;
- 2 – рисунок можно соотнести с образцом, допускаются погрешности в размере букв и расположении слов;
- 3 – есть разбитие фраз на три части, разборчиво выписано минимум четыре буквы;
- 4 – разборчиво выписано минимум две буквы, видна строка;
- 5 – на листе только каракули.
Интерпретация теста по итогам всех заданий:
- если в сумме набрано от 13 до 15 баллов – ребенок слабо подготовлен к школе, требуется дополнительное тестирование, которое покажет уровень интеллекта и психического развития;
- от 12 до 7 баллов – подготовка на среднем уровне;
- от 6 до 3 баллов – подготовка на высоком уровне.
Тестирование по методике Джеральдины Чейпи
Американский психолог Джеральдина Чейпи предложила модифицированный опросник. Задавая вопросы по списку, вы получите представление о том, насколько чадо готово начать учиться в школе.
Методика оценивает шесть различных сфер.
Первая сфера – базовый опыт дошкольника:
- Ходил ли ребенок в магазины, в банк и т. п.?
- Посещал библиотеку?
- Бывал в музее, в зоопарке, ездил в деревню?
- Читали вы постоянно ребенку или выдумывали рассказы?
- Увлекается ли он чем-то?
Вторая сфера – физическое развитие:
- Хорошо ли видит и слышит ребенок?
- Может немного спокойно посидеть?
- Достаточно ли скоординированы моторные навыки (игра в мяч, шаги по лестницам и т. п.)?
- Ребенок бодр, не выглядит болезненно?
Третья сфера – эмоциональное развитие:
- Ребенку весело в кругу членов семьи и друзей?
- Воспринимает ли себя как человека со многими умениями?
- Легко адаптируется при смене режима, переходит к новым заданиям?
- Умеет работать без чужой помощи, не в команде? Участвовать в соревнованиях?
Четвертая сфера – речевое развитие:
- Способен ребенок назвать то, что его окружает?
- Легко дает ответы спрашивающим его взрослым?
- Может рассказать назначение предметов?
- Может указать, где лежат называемые предметы?
- Способен рассказать историю, случай из своей жизни?
- Четко выговариваются все слова?
- Имеет грамматически верную речь?
Пятая сфера – умение общаться:
- Способен ли стать частью компании играющих детей?
- Умеет ждать своей очереди в играх и развлечениях?
- Умеет слушать и не перебивать?
- Может принять участие в общем разговоре?
- Способен сыграть роль в сценке?
Шестая сфера – когнитивное развитие:
- Умеет выделить из ряда элементов непохожий на прочие?
- Различает буквы и короткие похожие слова?
- Сможет составить верную последовательность, например, картинок?
- Сможет сам собрать головоломку из 15 элементов?
- Сможет повторить небольшую последовательность из слов и цифр?
- Сможет пересказать рассказ с сохранением сути и правильного порядка действий?
- Сумеет найти рифму к слову?
Идеально, везде будет сказано «да». Ребенок, которому под силу все вышеперечисленное, готов обучаться в школе. Если больше 20% отрицательных ответов, то требуется дополнительная подготовка.
Быстрый тест-вопросник
Школа – это не только уроки и учителя. Там ребенок будет общаться и взаимодействовать с ровесниками. Определите насколько чадо готово к этому. Используйте очередной список вопросов, которые будете зачитывать ребенку. Дайте ему бумагу. Попросите его каждый раз, когда он отвечает «да», ставить плюсик.
О чем спрашивать ребенка:
- В школе у тебя появится много друзей?
- Тебя интересует, какие уроки у тебя будут?
- Ты думаешь, что к тебе на день рождения будет приходить весь класс?
- Тебе хочется, чтобы уроки были длиннее перемен?
- Ты будешь хорошо учиться?
- Тебе интересно, что в школе дают на завтрак?
- Лучше всего для школьника – каникулы?
- Посещать школу гораздо интереснее, чем садик?
- Тебе очень хочется пойти в школу, потому что туда идут твои друзья?
- Ты был бы согласен пойти в школу год назад?
Как вы оцениваете результаты:
- плюсиков нет или до 3 – недостаточная подготовка, ребенок не понимает, что такое ходить в школу, не стремится начать обучение;
- 4-8 плюсиков – средняя степень готовности, ребенок стремится начать ходить в школу, но ради общения с ровесниками, а не для обучения (если большее число плюсов приходится на первые пять вопросов теста, то ребенок заинтересован в новых друзьях, хочет играть., если на вторую половину – значит, он правильно настроен по отношению к учебе);
- 8-10 плюсиков – отличный результат, ребенок полностью психологически готов пойти в первый класс.
Рекомендации
Будучи мамой дошкольника, проверьте его на готовность к учебе:
- проведите тестирование, опрашивая ребенка;
- изучая результаты, не делайте поспешных выводов, если готовность к школе низкая – есть время, чтобы интенсивнее подготовить ребенка с учетом выявленных слабых мест.
Читайте также: Собираемся в школу
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.