Права потребителей в России в 2018 году
Для защиты прав российских потребителей были приняты Закон «О защите прав потребителей», Гражданский и Административный кодексы, а также другие документы. В них закреплено право на информацию о товарах и услугах и их качество, просвещение по этим вопросам и правовую поддержку. При нарушении прав потребитель может предъявить претензии продавцу о возмещении убытков, возврате товара, оплате неустойки, компенсации морального вреда. Ему предоставлено право расторжения договора с продавцом. Отстаивать свои права он может самостоятельно или в суде.
Практические меры по защите прав потребителей осуществляются Роспотребнадзором. В предыдущие годы они были направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований относительно товаров и услуг. Исходя из требований Закона, был реализован ряд превентивных мер по предупреждению нарушений прав потребителей в области их правовой грамотности.
Согласно докладу, подготовленному Роспотребнадзором, с каждым годом растет количество людей, которые требуют защиты своих прав. Положительная динамика характерна как для сферы предоставления услуг, так и розничной торговли.
Динамика числа поступивших обращений
Нарушения происходят практически во всех сферах оказания услуг.
Структура обращений в сфере оказания услуг
Из диаграммы видно, что наибольшее количество обращений связано с жилищно-коммунальными, бытовыми услугами и услугами на финансовом рынке.
Большая часть нарушений в сфере услуг приходится на статьи 8-10,12 Закона.
Структура выявляемых нарушений в сфере услуг по статьям Закона «О защите прав потребителей»
Рассматривая динамику обращений в сфере розничной торговли, можно сделать вывод, что их количество в 2016 снизилось по сравнению с 2015 годом на 7 тыс. (4,7%).
Рассмотрим структуру выявленных нарушений.
Структура выявляемых нарушений в сфере розничной торговли по статьям Закона «О защите прав потребителей»
Как видно из диаграммы, наибольшее количество нарушений связано с информацией о товаре, продавце, изготовителе, качеством и безопасностью товара.
Особую роль приобретает защита прав потребителей в цифровую эпоху. Развитие онлайн рынков, безусловно, означает рост интереса к данной сфере со стороны покупателей, но данный интерес несет за собой и новые риски для потребителей. Следствием этого будет являться увеличение количества нарушений прав потребителей.
На сегодняшний день электронная коммерция представляет собой быстро развивающийся сектор экономики, именно поэтому так важно уделить особое внимание результативной защите прав потребителей в данной отрасли. При покупке товаров в режиме онлайн возникает ряд проблем, связанных с наличием и доставкой, соответствием размеров и качеством товара, скрытием комиссии, затруднениями с оформлением.
Стоит подчеркнуть, что анонимность интернет продавца представляет собой очень большую проблему на рынке электронной торговли. Отсутствие информации о нахождении фирмы, указание недостоверных реквизитов существенно затрудняет урегулирование вопроса согласно законодательству.
Чтобы избежать возникновения подобных затруднений необходимо предпринять ряд мер, а именно: каждое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при постановке на учет в налоговом органе обязаны указать доменное имя сайта и адрес электронной почты. Данная проблема будет также решена путем проведения реформы, вступающей в силу 1 июля 2017 г, связанной с установлением контрольно – кассовой техники. Все российские продавцы должны оборудовать кассы, через которые данные о покупках будут передаваться в Федеральную налоговую службу в режиме онлайн.
Наряду с уже существующим информационным порталом ГИС ЗПП и сервисами адресной помощи, куда каждый может обратиться за консультацией, планируется создание единой платформы в качестве национального портала. В 2016 г проводилось совместное исследование Роспотребнадзора и ряда крупнейших российских технологических компаний (Сбербанк, Яндекс), которые установили необходимость создания данной платформы.
Анализ основных показателей позволяет утверждать, что степень вовлеченности граждан в процесс отстаивания своих прав растет. В связи с этим были намечены направления дальнейшего развития национальной системы в области защиты прав потребителей на период до 2030 г. Не менее значимым является вопрос о возможности кодификации потребительского законодательства. С помощью кодификации можно будет избежать недопонимания в трактовке базовых норм закона, что значительно облегчит потребителям отстаивание своих интересов, а также приспособить российскую правовую среду к новым стандартам с учетом законодательных актов и норм международного права.
Пожалуйста, войдите на сайт, или зарегистрируйтесь чтобы комментировать.